Автор : btamedia

ЕГЭ. История. Александр I (1801-1825). Кратко всё в одном месте

ЕГЭ. История.

Александр  I (1801-1825)

Кратко  всё в одном месте

Из биографии

  • Внук Екатерины II, Александр I вступил на престол в результате дворцового переворота.

  • Противоречивость характера: образованность, воспитанность, ум, тактичность дипломатический талант сочетались в нём с нерешительностью, колебаниями, угрызениями совести по поводу гибели отца - Павла I. Значительно позже появились такие черты характера, как лицемерие, двуличие.

  • Был воспитан под присмотром Екатерины II. Его воспитатель - швейцарец Ф.Легарп, сторонник идей просвещения, республиканец по убеждениям.

  • В конце жизни увлёкся мистикой, отошёл от политики. Есть точка зрения, что он ушёл в народ под именем старца Фёдора Кузьмича, умершего значительно позже в Томске.

Внутренняя политика

 

 

1 период: 1801-1812.

Либеральный. Стремление провести либеральные преобразования.

Негласный комитет ( 1801-1803)- неофициальный орган власти, входили друзья: П.А. Строганов, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев, А.А. Чарторыйский. Они разрабатывали реформы. Полностью Негласный комитет распущен в 1805 году из-за несогласий с императором по ряду вопросов.

Преобразования

 Реформа органов центрального управления

Цель данных реформ -  совершенствование механизма государственного управления, поиск оптимальных вариантов управления для России

  • 1802 г. - расширение прав Сената, верховного органа в империи (административная, судебная и контролирующая  власть);

      • в 1802-1811 гг.- создание 8 министерств: военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения; для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров. Дела по каждому ведомству решались единолично министром, ответственным только перед императором. Каждый министр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию. Министерства подразделялись на департаменты, возглавляемые директорами, департаменты - на отделения во главе с начальниками отделений, а отделения - на столы во главе со столоначальниками.

  • Введены экзамены для чиновников

  • Дальнейшая, после Екатерины 2, гуманизация общественной жизни: отмена пыток, уничтожение Тайной канцелярии в 1801; дарование свободы политическим заключенным и ссыльным

  • Запрещение передачи помещикам государственных земель

  • Подтверждение привилегии дворянства и городов

1809- Сперанский М.М. предлагает проект реформ, названный М.М. Сперанским «Введение к Уложению государственных законов»:

  • Разделение властей: Государственная Дума - законодательный орган, Сенат- судебный, министерства - исполнительный.

  • Государственный Совет- назначался императором. Он координировал деятельность высших органов власти.

  • Право законодательной инициативы было только у императора. У него же- вся полнота власти управления страной.

  • Наделение гражданскими правами всех сословий

Из всего проекта осуществлён один пункт: в 1810 г. создан Государственный Совет – законосовещательный орган при императоре, за Сенатом сохранены функции высшего судебного органа.

 

Крестьянский вопрос

  • Прекращение раздачи крестьян в частные руки;

  • Указом 12 декабря 1801 г. лишение дворян монопольного права на частную собственность. Купцы, мещане, государственные и удельные крестьяне получали право покупать землю.

    Запрещение публикаций  объявлений о продаже крестьян без земли;

      • Указ 20 февраля 1803 г. «О вольных хлебопашцах» - освобождение крепостных крестьян на волю за выкуп с землей целыми селениями или отдельными семействами по обоюдному согласию крестьян с помещиком; к 1825 г. указом воспользовалось 0,5% крестьян (200 тыс.).

      •Запрещение продажи крестьян на ярмарках в розницу, ссылка в Сибирь, помещик был обязан кормить крестьян в голодные годы.

  • Прекращение практики раздачи государственных крестьян в крепостные

  • В 1804-1805 гг. - проведение первого этапа крестьянской реформы в Латвии и Эстонии. Реформа дала личную свободу крестьянам, имеющим свое хозяйство, и право аренды земли. Эта реформа была полностью осуществлена в 1816-1819 гг.

Реформа системы образования:
  • Создание 4-ступенчатой единой системы бесплатного образования для всех сословий (одноклассное приходское училище при церковном приходе, уездное трехклассное училище, шестиклассная гимназия в губернском городе, университет во главе учебного округа); Было создано 6 учебных округов - Московский, Петербургский, Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский.


  •  1804 г.-  издание Университетского  устава, предоставлявшего университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего учебного округа.   

  • Открытие Харьковского и Казанского университета (1805).

Основан ряд учебных заведений: привилегированные средние учебные заведения - лицеи (в 1811 г. - Царскосельский, в 1817 г. - Ришельевский в Одессе, в 1820 г. - Нежинский); два новых института - Институт путей сообщения (1801 г.), Московское коммерческое училище (1804 г.).

ВЫВОД:

 Главными особенностями данных реформ были их половинчатый характер и незавершенность. Данные реформы привели к незначительным изменениям в системе государственного управления, но не решили главных проблем — крестьянского вопроса и демократизации страны.

Переломным моментом в ходе реформ стала «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», направленная в 1811 г. императору известным историком и общественным деятелем Н.Карамзиным. «Записка» Н. Карамзина стала манифестом консервативных сил, оппозиционных реформам Сперанского. В данной «Записке о древней и новой России» Н. Карамзин, анализируя историю России, выступал против реформ, которые приведут к смуте, и за сохранение и упрочение самодержавия — единственного спасения России.

В этом же 1811 г. реформы Сперанского были прекращены. В марте 1812 г. М. Сперанский был назначен генерал-губернатором Сибири — фактически отправлен в почетную ссылку.

 

2 период: 1815-1825. Консервативный

Период характеризовался постепенным отказом от реформ.

Причины:

  • Революционная война в Европе 1820-х годов

  • Разочарование императора в возможности с помощью реформ предотвратить революции.

Большую роль играл Аракчеев А.А. – фактический руководитель Государственного Совета и Кабинета министров. Однако именно в это время осуществляется ряд либеральных преобразований, что не позволяет однозначно оценивать вторую половину царствования Александра I как консервативную. Император не оставлял попыток решения крестьянского вопроса и осуществления своих конституционных идей.

  • Освобождение от крепостной зависимости крестьян Эстляндии, Лифляндии и Курляндии ( получив личную свободу, они лишались права на землю).

  • В 1818-1819 гг. проекты освобождения крестьян при максимальном соблюдении интересов помещиков.

А.А.Аракчеев предложил освободить крестьян посредством выкупа их у помещика с последующим наделением землей за счет средств казны. Д.А.Гурьева, министр финансов: отношения между крестьянами и помещиками следовало строить на договорной основе, а различные формы собственности на землю вводить постепенно.

Е.Ф.Канкрин,министр финансов: медленный выкуп крестьянской земли у помещиков в достаточном размере; программа была рассчитана на 60 лет, то есть до 1880 г

Н.С.Мордвинов , министр морских сил:крестьяне получают личную свободу, но без земли, которая вся полностью остается за помещиками, размер выкупа зависел от возраста крестьянина

  • Создание проекта по принятию конституции.

Н.Н. Новосильцев, министр юстиции – Государственная уставная грамота

Ни один из проектов них так и не был реализован.

  • Восстановление права помещиков направлять на поселение в Сибирь крепостных крестьян «за дурные проступки».

  • В 1815 г. Александр подписал Конституцию Польши. Польша становилась конституционной монархией: король (он же российский царь) осуществлял исполнительную власть, определенная часть законодательных функций сосредотачивалась в сейме.

  • В марте 1818 г. император поручил группе своих советников во главе с Н.Н. Новосильцевым разработать проект конституции для России. В 1819 г. такой проект под названием «Государственная уставная грамота Российской империи» был представлен царю и одобрен им. Но реализовать проект император не решился.

ВЫВОД: был сделан первый шаг к ликвидации крепостного права. Но само оно не было ликвидировано, так как большинство помещиков выступало против этого, а повторять судьбу отца Александр 1 не хотел.

 

Реформа армии: создание военных поселений

  • Усиление контроля правительства за учреждениями образования, ужесточилась цензура.

Причины незавершённости и неудач реформ (кроме реформы образования):

  • В подавляющей своей массе дворянство не принимало попыток либеральных преобразований. Отсутствовала социальная база.

  • Личные качества Александра 1- слабая воля, постоянные колебания, боязнь дворцового переворота

  • Россия вела непрерывные войны, было не до реформ

Россия при Александре I

Социальная структура:

  • К началу 19 века население- около 70 мл. человек

  • Население делилось на сословия, обладавшие разными правами и обязанностями. Сословность передавалась по наследству.

  • Неподатные сословия: дворянство, духовенство. Податное: купечество, мещанство, крестьянство, казачество.

  • Дворянство - привилегированное сословие- составляло 1% населения. Привилегии: право владеть крепостными крестьянами и землей, право свободного выезда за границу, свобода от обязательной военной службы, от телесных наказаний

  • Духовенство-5% населения. Делилось на белое и чёрное ( монахи)

  • Крестьянство- 90%.Оно делилось на категории: государственные ( 50%) считались «свободными сельскими обывателями», но выполнявшие натуральные повинности в пользу государства; крепостные ( около 47 %)- лично зависимые от помещиков, несли повинности - оброк или барщину; удельные( 0.5 млн. человек) принадлежали царской семье, они имели большие наделы и платили оброк. Особая группа крестьян - малочисленные народы Севера и Сибири, платили ясак. Выделялись «капиталистые»  крестьяне -  владели мельницами,  маслобойнями, трактирами, постоялыми дворами, имели небольшие  предприятия, использовали наемный труд. Но в основном крестьяне жили общинами.

  • Казачество- 1.5.млн.человек, обязано были нести военную службу со своим снаряжением, обмундированием, оружием. Атаманом всех казачьих войск считался наследник престола. Во главе каждого войска стоял наказной (назначенный) атаман. Станичные атаманы избирались на станичных сборах. Только в этом, низшем звене еще сохранялся казачий демократизм.

  • Купечество , для вступления в него необходимо было уплатить денежный взнос. Купечество делилось на три гильдии; первая и вторая обладали привилегиями, сходными с привилегиями дворянства и духовенства. Купцы 1-й гильдии имели право вести внешнюю и внутреннюю торговлю, купцы 2-й гильдии обладали привилегией вести крупную внутреннюю торговлю, а 3-й - право мелкой городской и уездной торговли.

  • Мещанство -примерно 10 млн.человек. Это были мелкие служащие, ремесленники, домашняя прислуга, студенты. Их положение характеризовалось гражданским и политическим бесправием и достаточно низким жизненным уровнем

  • В городах зарождались классы - буржуазия и рабочий класс. Они формировались не на юридической, а на о экономической, имущественной основе. В рядах предпринимателей оказывались дворяне, купцы, разбогатевшие мещане и крестьяне. Среди рабочих преобладали крестьяне, отпущенные на заработки, и городская беднота.

Экономика

Особенность : втягивание помещичьих хозяйств в товарно-денежные отношения.

Данный процесс шёл по двум направлениям:

  1. В нечерноземье - перевод крестьян с барщины на денежный оброк. Это заставляло их искать дополнительные источники доходов: домашние промыслы, отходничество.

  2. В черноземье- перевод крестьян на месячину.

Промышленность

  • Существовало несколько типов мануфактур: казенная, вотчинная, посессионная - основывались на крепостном труде,  были и  частнокапиталистические.

  • Господствующее положение занимали мелкие крестьянские промыслы, крестьяне - кустари.

Сельское хозяйство

  • Сельское хозяйство преобладало в экономике. Оно носило экстенсивный характер.

  • Урожайность была невысокая, часты неурожайные годы. Преобладали рожь, овёс, ячмень. В центрально-чернозёмных районах- преобладала пшеница. На Украине выращивали свёклу.

  • Распространено было животноводство, но в основном для личного употребления.

Торговля и транспорт

  • Широко развивался внутренний рынок. Ярмарок было более 60.

  • Экспортировали хлеб, сырьё, ввозили машины для промышленности, инструменты, хлопок, краски.

  • Главный торговый партнёр- Англия ( 1.3. экспорта и импорта)

  • Основные виды транспорта- водный и гужевой ( повозки на лошадях).Использовали труд бурлаков.

  • Первый пароход появился на Неве в 1815 году. С 1817 года- стали ходить по Волге и Каме.

  • Строились шоссейные дороги, но их было очень мало.

  • Слабое развитие транспорта тормозило развитие промышленности и торговли.




Внешняя политика

Два направления во внешней политике:

  1. Европейское (борьба с наполеоновской Францией, война со Швецией)

  2. Восточное (войны с Ираном, Турцией, присоединение Закавказья).

Главные события внешней политики эпохи Александра I:

  • 1801 - добровольное присоединение Грузии к Российской империи.

  • 1805-1807 - неудачная война в составе коалиции европейских держав (Англия, Австрия, Пруссия и др.) против наполеоновской Франции (поражение при Аустерлице в 1805 г.). Результат – Тильзитский мир в 1807 ,вынужденное присоединение России к невыгодной для нее экономической блокаде Англии, объявленной Наполеоном.

1805- Россия в составе третьей коалиции с Великобританией, Австрией, Турцией.

1806-1807- в четвёртой коалиции с Великобританией, Пруссией, Швецией)

  • 1809 - присоединение Финляндии (на автономных началах) в результате победоносной войны со Швецией (1808-1809)

  • 1812 - присоединение Бессарабии (современная Молдавия) в результате победоносной войны с Турцией ( 1806-1812)

  • 1812 - вторжение Наполеона в Россию и Отечественная война против него, в которой, наряду с армией, приняли участие партизанские отряды.

  • 1813-1814 - заграничные походы русской армии против Наполеона (в союзе с Австрией и Пруссией), освобождение Европы и взятие Парижа (март 1814).

  • 1813 - начало покорения Северного Кавказа в результате победоносной войны с Персией (Ираном, 1804-1813)).

  • 1815 - присоединение Восточной Польши с Варшавой по решению Венского конгресса в результате победы над Наполеоном. Ухудшение отношений с бывшими союзниками из-за польского вопроса. Образование Священного союза европейских монархий (Россия, Австрия, Пруссия, позднее также бурбонская Франция) под эгидой России для борьбы с революционным движением в Европе и поддержанием статуса «легитимных» (законных) монархий. Англия не вошла в Священный союз, так как он был направлен против Турции, что её не устраивало.

     

 Главным итогом наполеоновских войн стало превращение России в ведущую военно-политическую державу европейского континента. Этот статус, сохранявшийся ею на протяжении 40 лет (до Крымской войны.

Даты

Оценка деятельности Александра I

  • Дореволюционные историки во многом связывали крах реформаторской деятельности с господством рабских отношений в России того времени (В.О. Ключевский) или с личными качествами Александра (С.Ф. Платонов)

  • Большинство советских историков полагали, что либеральные взгляды и планы реформ Александра либо являлись прикрытием консервативной политики, либо, в конечном итоге, служили укреплению крепостнических порядков. Так, С.Б. Окунь отмечал, что только конкретные обстоятельства в начале ХIХ в. заставляли царизм встать на путь внешнего либерализма и разговоры о неприемлемости самовластия должны были в конечном итоге способствовать укреплению абсолютизма.

  • Характерное для дореволюционной историографии противопоставление двух периодов правления Александра – либерального и консервативного – многие советские историки вообще отвергали (А.В. Предтеченский, Н.П. Еропкин, А.П. Бажова), считая политику правительства Александра в целом не менее реакционной, чем политика его отца.

  • Современные исследователи, в частности С.В. Мироненко, М.М. Сафонов, считают либерализм и увлечение Александра конституционными планами весьма серьезными.

  • В «Записке о древней и новой России» Карамзин Н.М.подверг резкой критике все мероприятия, проводимые правительством, считая их несвоевременными и противоречащими «духу народа» и исторической традиции. Выступая за просвещение, он в то же время защищал самодержавие, доказывая, что Россия «основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спаслась мудрым самодержавием». Он доказывал, что дать крестьянам свободу означает навредить государству. Идеалом для России Карамзин считал сильную монархическую власть, опирающуюся на законы и осуществляющую нравственное воспитание и просвещение народа. Карамзин выступал против разделения власти. Всю власть должен соединять государь, «отец и патриарх» народа. Но все же, Карамзин положительно оценивает Александра I и свою критику относит в первую очередь к окружению монарха. Эпоха Александра - это эпоха перемен, которая опережает развитие общества. В сравнение с эпохой Павла I, эпоха Александра - надежда на будущее России.

 

 

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

 

 

 

E-mail

Яндекс.Метрика
Powered by Warp Theme Framework