Автор : btamedia

Культура. 17 век. Архитектура

Культура. 17 век. Архитектура

Храм Рождества Богородицы в Путинках

 

17 век – это и период Смутного времени, и время правления первых Романовых, и начало деятельности Петра 1. Различные эпохи в течение  всего одного века. Поэтому и культура в разные моменты истории данного периода была своеобразной, дополнялась новыми мотивами и стилями.

Обмирщение зодчества. Церкви становятся похожи на светские хоромы. Вместо монументальных храмов - небольшие церкви.

Впервые 30 лет - шатровое строительство.

1652- Никон запретил строить шатровые здания (возрождал классику).Но шатровые здания продолжали строить.

 

- 1628-Успенская церковь в Угличе.

- Церковь Покрова в Рубцове (1619-1626)- построена в честь победы над поляками.

 

 

 

 

 

- 1628-шатёр над Спасской башней Московского Кремля

- Церковь Покрова в Медведкове, подмосковном имении князя Д.Пожарского (1634-1635). Построена в честь победы над врагами  в Смутное время, утверждала силу русого оружия.

- Церковь святого Зосимы и Саввы Троице-Сергиева монастыря (1635-1637)

- Церковь Троицы в Никитниках(1635-1653) , характерна яркая цветовая гамма, сочетание красного кирпича с белым орнаментом, зелёными изразцовыми вставками и зелёными куполами.

Появилось много похожих церквей, подражание ей:

- Троицкая церковь монастыря в Муроме,

- церковь Вознесения в Великом Устюге

- 1649-1652-в Москве храм Рождества Богородицы в Путинках.

- посадские церкви Николы в Пыжах и Хамовниках,

собор Вознесения в Устюге и др.

 

 

Гражданское строительство.

1635-1636- первое светское здание на территории  Кремля -Теремный дворец (арх. Константинов, Огурцов, Шарутин, Ушаков).  Впервые появилась  ступенчатость зданий, новым был и декор  здания – резьба, фигуры животных, растительный орнамент, впервые была продемонстрирована  ориентация на западноевропейские образцы).

 

В Москве - Печатный и Монетный двор, дом боярина Троекурова

Архитектура - переход от строгости и простоты   к декоративности.

Активное каменное строительство - в 20-ег.(Создан Приказ каменных дел).

 

Изразцы – керамические  плитки и украшения из резного камня и кирпича. Это обилие украшения стали называть - каменное узорочье (или дивное узорочье):

дворец царя Алексея Михайловича,

 каменные палаты бояр.

 

В 40-70-е г.- московское барокко (нарышкинское): чёткость и симметричность, многоярусность,  декоративная резьба по белому камню, устремлённость здания вверх, сочетание красного и белого цветов, связь с окружающим пространством.)

 

 Церковь Покрова в Филях - усадебный храм Нарышкина.1690-1693(многоярусность,  ступенчатость, обилие широких окон, связь с пространством, устремлённость вверх, характерные «гребешки», которые украшают каждый ярус, белые колонны.

 

 Примеры нарышкинского барокко:

церковь Спаса с в селе Уборы на Москве – реке ,( 1697, архитектор Я.Бухвостов) ,

церковь Знамения в Дубровицах, 1690-1704

 

Деревянное зодчество.

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском (современники называли восьмым чудом света)-построен русскими мастерами  под руководством холопа Семёна Петрова и стрельца Ивана Михайлова.1667-1672

 

Особенности архитектуры 17 века:

  • Архитектура 17 века продолжала использовать приёмы предшествующего зодчества, однако появилась ещё большая декоративность

  • Обмирщение зодчества, то есть всё большее преобладание светских, не религиозных мотивов.

  • В церковном строительстве преобладали небольшие церкви вместо монументальных храмов.

  • Начал распространяться шатровый стиль.

  • Активное гражданское строительство, появление многих светских каменных зданий. Строились шикарные дома богатого купечества, дворцовые комплексы.

  • Появление дивного узорочья, использование изразцов.

  • В 40-70-е годы 17 века широкое распространение получает московское или нарышкинское барокко. Название стиль  получил по фамилии боярского рода Нарышкиных, которые были ориентированы на Западную Европу и в своих имениях построили несколько церквей в этом стиле (для него характерно соединение древнерусского белокаменного узорочья и европейских мотивов - нарядность, декоративность, узоры в виде раковин и др.)

  • Дальнейшее развитие деревянного зодчества.

 

E-mail

Яндекс.Метрика
Powered by Warp Theme Framework