НОВЫЙ видеоурок с Мельниковой Верой Александровной. Добавлено 25.05.2017

Смотреть все ВИДЕОУРОКИ

Автор : btamedia

ЕГЭ. Культура 14-16 вв. Живопись, иконопись

 

 

Феофан Грек. Икона Донской Божьей Матери, 1380(?)

Третьяковская галерея

Иконопись

Феофан Грек (из Византии): ок. 1340-1405.

Его фрески, иконы- смелая и свободная манера письма.

Два периода - новгородский и московский.

В Новгороде - роспись церкви Спаса Преображения на Ильине.

В Москве - церковь Рождества Богородицы, Архангельский собор в Кремле и Благовещенский собор в Кремле ( + Рублёв, Прохор).

В Нижнем Новгороде- Благовещенский собор и иконостас в нём.

Особенности: динамизм, психологизм, экспрессия, наличие светоносных бликов.

 

 

Андрей Рублёв (ок. 1360-1430):Канонизирован.

Глубокая человечность и возвышенная одухотворённость образов

1405-фрески Благовещенского собора Московского  Кремля

(+ Феофан Грек, Прохор Городец).

1408-1425- икона «Троица» для Троице-Сергиевского монастыря (сейчас- в Третьяковской галерее)

1408-начало росписи стен Успенского собора во Владимире (+ Даниил Чёрный)

1428-1430- расписывал  Спасский собор Андроникова монастыря в Москве

Характерно: идеальная просветлённость образов, колорит, гармония, пропорциональность.

 

Дионисий ( ок. 1440- псоле 1502) и его сыновья- Феодосий и Владимир:

80-е гг. 15в.- фрески и иконы собора Иосифо-Волоколамского монастыря.

1490-1503-фрески Ферапонтова монастыря

1503- Благовещенский собор Московского Кремля

иконостас Успенского собора московского Кремля.

Особенности : увлечение внешней стороной в ущерб психологичности,  готизация форм, появление удлинённых изображений фигур, светлый колорит, стремление к изощрённой красоте. Характерны многофигурные темы, изображение праздников.

Живопись

Разнообразие школ, сюжетов, элементы бытовизма.

Церковный Собор 1553 -1554- разрешил изображать на иконах лица царей, князей, а также бытийное письмо -т.е. исторические сюжеты.

Развитие жанра исторического портрета.

 

Книжная миниатюра.- акварель, бытовые сцены.

 

Особенности:

  • Складываются школы и направления (новгородская - Феофан Грек, московская – Андрей Рублёв.

  • В иконописи черты строгости и возвышенности заметно ослабли, появились местные особенности – неподвижность фигур, асимметричность, орнаментальность. Появляется красочность (нередки краснофонные иконы).

  • 2 половина 14-15 вв. – это расцвет иконописи.

  • Произведения иконописи к 16 веку наполняются жанровыми сценами, напоминающие бытовые. Они реалистичны, велика здесь «власть земли».

  • Интерес к историческим сюжетам (икона – картина « Церковь воинствующая»,- прославление на ней войска царя Ивана Грозного после победы над Казанским ханством. Или исторические сцены на Лицевом летописном своде 16 века- на нём 16 тысяч миниатюр!

  • Дальнейшее развитие портретной живописи. В Золотой и Грановитой палатах Московского Кремля на стенах- портреты русских князей, характеризующиеся индивидуальностью, что уже не является  иконой.

 

Материал подготовил : Мельникова Вера Александровна.

 

О деятельности иконописцев можно найти материал на моём сайте:

 

istoricheskiy-portret.ru

 

E-mail

Яндекс.Метрика
Powered by Warp Theme Framework