Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

ЕГЭ. История. Памятники в честь событий.

 

Памятники в честь событий

Правление Рюриковичей

 В истории России  есть немало ярких событий, которым были посвящены архитектурные сооружения, поставлены памятники.

В данной подборке представлены памятники , воздвигнутые и построенные в период правления Рюриковичей. Материал поможет при выполнении заданий № 18-19 на ЕГЭ.

Буду благодарна, если посетители моего сайта мне подскажут, о каких ещё памятниках следует напомнить в данной статье.

Памятник «1000-летие России», Новгород, 1862, скульптор Микешин М.О.

 

Продолжить

E-mail

ЕГЭ. История. Культура. Трудно. Музей ИЗО им. Пушкина А.С. в Москве и Смольный в Санкт-Петербурге

 

Музей изобразительных искусств имени Пушкина А.С. в Москве и

 Смольный институт в Санкт-Петербурге

 

Ох уж  эти колонны. Как же много зданий было построено в стиле классицизма в России в 18-20 веках! Конечно, любоваться этими зданиями просто прекрасно. Но как же сложно бывает на ЕГЭ, выполняя задания № 18-19, вспомнить, что это за здание представлено на фото. Я снова хочу вам помочь, ребята, как легко запомнить два из них ( именно они вызывали затруднения у моих учеников).

Нам поможет математика: посчитаем количество колонн.  У музея ИЗО в Москве их 8, а в Смольном - всего 6.Кроме того, музей ИЗО имеет колонны  справа и слева от центрального входа. Задумано было здание в стиле  античного храма, поэтому так много в нём колонн.

 

 Музей изобразительных искусств имени Пушкина А.С. в Москве.

Продолжить

E-mail

ЕГЭ. История .Культура.Трудно. Большой театр в Москве и Александринский в Санкт-Петербурге

 

Большой театр в Москве и Александринский в Санкт-Петербурге

 Москва и Санкт-Петербург. Красивейшие города России.

В каждом из них  есть много  театров. Но, несомненно, особой любовью зрителей пользуются Большой театр в Москве и Александринский ( им. Пушкина А.С.) в Санкт - Петербурге. Замечательно, если вы бывали в этих театрах , смотрели постановки в них.

Однако многие видели их только на фото. Поэтому им кажется, что внешне театры эти очень похожи - и это действительно так.

Как же отличить их на фотографии, выполняя задание на ЕГЭ ( № 18-19)

Давайте внимательно всмотримся в предложенные фотографии. Что же мы увидим?

Запомните различия: Большой театр в Москве имеет 8 колонн, а в Петербурге- 6 и находятся они не снаружи, а в нише, на возвышении.Кроме того, в петербургском театре по обеим сторонам главного входа есть скульптуры- это Музы.

 

Большой театр, Москва.

 

Продолжить

E-mail

ЕГЭ. История. Культура. Трудно. Успенские соборы в Москве и Владимире и Дмитровский собор во Владимире

 

Успенские соборы во Владимире и Москве, Дмитровский собор во Владимире.

 Задания по культуре ( № 18-19 ) предполагают знание памятников архитектуры. Однако при  запоминании их могут возникнуть трудности.

Так внешне немного похожи по особенностям архитектуры соборы в Москве и во Владимире. Внимательно всмотритесь в них, постарайтесь запомнить, что они отличаются количеством полукруглых арок на каждой стене.  Во владимирском Успенском соборе их по 5  с каждой стороны, в московском Успенской соборе -  4 на стене перед входом, а в Дмитровском соборе  -3( кстати, у него всего один купол, это легко запомнить).

 

Успенский собор во Владимире.1186-1199, построен при  Всеволоде Большое Гнездо.

 

Продолжить

E-mail

Культура. 17 век. Литература, общественно-политическая жизнь

Культура. 17 век. Литература, общественно-политическая жизнь

Авраамий Палицын на Памятнике "1000-летие России" в Великом Новгороде

 

 

 

Летописи

Изживают себя. В 30-е г. 17в - последняя летопись - Новый летописец- события от смерти Грозного до конца Смуты. Доказывалось право на престол Романовых.

 

Житие - приобретает элементы автобиографического жанра. Первое - Житие протопопа Аввакума, им самим написанное.

 

Историческая повесть – утрачивает церковные элементы, герои - обычные люди ( повести о завоевании Сибири, об Азовском сидении казаков)

О Смутном времени: Сказание Авраамия Палицына, Новая повесть о православном Российском государстве.

 

Новые жанры - драматургия, поэзия, демократическая сатира, бытовая повесть.

 

Симеон Полоцкий- родоначальник драматургии и поэзии. Стихотворные пьесы : О Навуходоносоре царе, Притча о блудном сыне ( силлабо-тоническое стихосложение, то есть чередование ударных и безударных слогов)

 

Сатира: Повесть о Ерше Ершовиче и Повесть о Шемякином суде- против социальной несправедливости, казнокрадства, волокиты, продажности судей.

Сказание о Куре и Лисице - сатира на церковь.

Впервые так остро стало обличаться зло, социальное неравенство, несправедливость суда, лицемерие духовного сословия. Впервые был изображён быт простого народа, голодного и нищего.

 

Бытовая повестьПовесть о Савве Грудцыне, Повесть о Горе – Злочастии ( купеческий быт, взаимоотношения отцов и дете)й.

Автор С. Медведев - в 17в..около 1696, - первый библиографический труд - Оглавление книг.

 

Монах К. Истомин - книга энциклопедического содержания - Полис.

Авраамий Палицын и Иван Тимофеев - в своих сочинениях ( публицистика) обосновывают законность власти Михаила Романова.

 

Оппозиционная публицистика: Юрий Крижин- Думы политичны- проповедует социальный мир и смягчение угнетения.

С.Полоцкий - тоже пишет об установлении равноправного суда монарха над всеми подданными.

 

Переводная литература - из Польши, Чехии, реже с Востока.

Сборники: Великое зерцало и Римские деяния.

Также - рыцарские романы, бытовые новеллы, юмористические рассказы, анекдоты. (Повесть о Бове королевиче - основана на фр. романе, Повесть об Оттоне цесаре Римском и супруге его цесаревне Олунде- перевод с польского.

 

Публицистика.

«Повесть 1606 года», «Новая повесть о прославленном Российском царстве и великом государстве Московском» и др.

 

В устном народном творчестве - героическая тема. Песни о разбойниках и о Степане Разине.

 

Особенности литературы и общественно-политической мысли 17 века

  • Актуальна публицистика. Основные вопрос , рассматриваемые в ней: размышления о политике, призыв к борьбе с врагами в период Смутного времени, поддержка новой царской династии, прославление мужества.
  • Появились изменения в исторических повестях. В них описывались не только исторические события , но и факты из жизни конкретных людей, и даже добавлялся вымысел. Это свидетельствует о зарождении беллетристики.
  • В традиционных житиях появляются мирские мотивы, они превращаются в автобиографические повести.
  • Распространение получили бытовые повести, в которых звучат общечеловеческие мотивы: борьба нового ос старым в сознании людей, поиск жизненного пути, проблемы, волнующие молодёжь.
  • В центре повествования любого жанра - люди, их заботы, проблемы
  • Как самостоятельный жанр выделилась сатира.
  • Постепенно стали различаться исторические и литературные произведения, история стала выделяться в отдельную науку.
  • Фольклор - три основные темы: 

- борьба за независимость, песни и сказания о борьбе с польско-шведскими интервентами;

 -рассказы о восстаниях крестьян и посадских людей, прославление народных героев (Ермак, Степан Разин);

- обличение произвола царского суда и служилых людей.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

 

 

Повесть о Ерше Ершовиче

Повесть о Шемякином суде

 

 

Повесть о Горе-Злочастии

 

Симеон Полоцкий.

E-mail

Культура. Архитектура периода образования централизованного государства (14-16 вв.)

Грановитая палата в Москве

14-15вв.-  первые каменные постройки.

1367-впервые белокаменные стены Московского Кремля. (Д.Донской)

 

Началось гражданское строительство.

1302- в Новгороде каменный Кремль

 

Завершение ансамбля Московского Кремля: Пьетро Антонио Солари, Аристотель Фиораванти, Марк Фрязин, Алезий Новый

 (рус + визант.).

 

1485-1495- кирпичные стены, украшенные зубцами - в виде ласточкиных хвостов-мерлоны.

 

Архитектурный ансамбль Соборной площади:

1475-1479- Успенский собор (Фиораванти)- по примеру успенского собора во Владимире.

1506-1508- Архангельский собор - до нач.18в- усыпальница московских царей Алевиз Новый)

1484-1489- Благовещенский собор (домовой храм князей и царей)Русские Кривцов и Мышкин.1484-1498- домовой храм русских митрополитов- церковь Ризоположения.

 

Светские постройки:

- Княжеский дворец (сохранилась Грановитая палата-ит. Пьетро Антонио  Салари и Марком Фрязиным.1487-1491.

 

Архитектурный центр- колокольня Ивана Великого- 1505-1508 и надстроенная в 1600.- самая высокая до 19 века( 81 метр) Построил Бонон Фрязин.

 

Новый стил ь- шатровое строительство.( традиции народного деревянного зодчества, резьбы, вышивки, росписи).В отличие от крестово-купольных храмов- не имеет внутри столбов. А держится на фундаменте.

Первая- церковь Вознесения  в селе Коломенском.1532.

( Василий 3- в честь рождения Ивана Грозного).

Покровский собор- Храм Василия Блаженного.1555-1561- рус. Барма и Постник (в честь взятия Казани). Назван  по имени юродивого, погребённого под ним).

 

 

Много построено крепостей  (фортификационное строительство).

В Москве- стены Кремля – 20 башен.(1516).

1535-1538-вторая линия- Китай-город- ит. Петрок Малый.

1585-1593-третья - Белый город- Фёдор Конь.( Сейчас- Бульварное кольцо).

В конце 16в- деревянные стены на Земляном валу( сейчас- Садовое кольцо).- построена при Борисе Годунове в 1591-1592. Названа Скородомом, т.к. быстро построена.

Строительство небольших и вотчинных храмов, в архитектуре которых выделяются светские мотивы (Церковь Благовещения на Ваганькове, 1574, Николы в Мясниках. Сер.16 в.)

 

Особенности архитектуры 14-16 веков.

 

  • Возрождение былых монументальных форм

  • Сочетание древнерусской классики с ренессансной рациональностью и чувственностью

  • Возведение шатровых храмов

  • Пропорциональность, симметричность

  • Часто большие храмы воздвигались в честь больших побед.

  • Активное гражданское строительство.

  • Белый кирпич вытесняется красным .Увеличилась высота кремлёвских стен до 19 метров, площадь и протяжённость Кремля.

  • Строительство небольших и вотчинных храмов, в архитектуре которых выделяются светские мотивы.

  • Возобновляется каменное строительство, особенно в Новгороде и Пскове, которые меньше других пострадали от ига.

  • В Новгороде появляется новых тип храмов - лёгких, нарядных, светлых.

  • Со временем снова строятся традиционные суровые, тяжёлые сооружения, но к концу 16 века побеждают тенденции к пышности и красоте.

  • Наряду с русскими мастерами, активное участие в строительстве принимают приглашённые итальянские мастера

  • Активное развитие фортификационного строительства.

 

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

 

Приложение (памятники архитектуры) можно посмотреть здесь.

E-mail

ЕГЭ. Культура 14-16 вв. Живопись, иконопись

 

 

Феофан Грек. Икона Донской Божьей Матери, 1380(?)

Третьяковская галерея

Иконопись

Феофан Грек (из Византии): ок. 1340-1405.

Его фрески, иконы- смелая и свободная манера письма.

Два периода - новгородский и московский.

В Новгороде - роспись церкви Спаса Преображения на Ильине.

В Москве - церковь Рождества Богородицы, Архангельский собор в Кремле и Благовещенский собор в Кремле ( + Рублёв, Прохор).

В Нижнем Новгороде- Благовещенский собор и иконостас в нём.

Особенности: динамизм, психологизм, экспрессия, наличие светоносных бликов.

 

 

Андрей Рублёв (ок. 1360-1430):Канонизирован.

Глубокая человечность и возвышенная одухотворённость образов

1405-фрески Благовещенского собора Московского  Кремля

(+ Феофан Грек, Прохор Городец).

1408-1425- икона «Троица» для Троице-Сергиевского монастыря (сейчас- в Третьяковской галерее)

1408-начало росписи стен Успенского собора во Владимире (+ Даниил Чёрный)

1428-1430- расписывал  Спасский собор Андроникова монастыря в Москве

Характерно: идеальная просветлённость образов, колорит, гармония, пропорциональность.

 

Дионисий ( ок. 1440- псоле 1502) и его сыновья- Феодосий и Владимир:

80-е гг. 15в.- фрески и иконы собора Иосифо-Волоколамского монастыря.

1490-1503-фрески Ферапонтова монастыря

1503- Благовещенский собор Московского Кремля

иконостас Успенского собора московского Кремля.

Особенности : увлечение внешней стороной в ущерб психологичности,  готизация форм, появление удлинённых изображений фигур, светлый колорит, стремление к изощрённой красоте. Характерны многофигурные темы, изображение праздников.

Живопись

Разнообразие школ, сюжетов, элементы бытовизма.

Церковный Собор 1553 -1554- разрешил изображать на иконах лица царей, князей, а также бытийное письмо -т.е. исторические сюжеты.

Развитие жанра исторического портрета.

 

Книжная миниатюра.- акварель, бытовые сцены.

 

Особенности:

  • Складываются школы и направления (новгородская - Феофан Грек, московская – Андрей Рублёв.

  • В иконописи черты строгости и возвышенности заметно ослабли, появились местные особенности – неподвижность фигур, асимметричность, орнаментальность. Появляется красочность (нередки краснофонные иконы).

  • 2 половина 14-15 вв. – это расцвет иконописи.

  • Произведения иконописи к 16 веку наполняются жанровыми сценами, напоминающие бытовые. Они реалистичны, велика здесь «власть земли».

  • Интерес к историческим сюжетам (икона – картина « Церковь воинствующая»,- прославление на ней войска царя Ивана Грозного после победы над Казанским ханством. Или исторические сцены на Лицевом летописном своде 16 века- на нём 16 тысяч миниатюр!

  • Дальнейшее развитие портретной живописи. В Золотой и Грановитой палатах Московского Кремля на стенах- портреты русских князей, характеризующиеся индивидуальностью, что уже не является  иконой.

 

Материал подготовил : Мельникова Вера Александровна.

 

О деятельности иконописцев можно найти материал на моём сайте:

 

istoricheskiy-portret.ru

 

E-mail

Яндекс.Метрика
Powered by Warp Theme Framework