Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.
Автор : btamedia

ЕГЭ 2018. История. Предэкзаменационный марафон. ТЕСТ по теме № 2: «Русь от Владимира Святого до раздробленности» .

 

Предэкзаменационный марафон.

Тест по теме № 2: «Русь от Владимира Святого до

раздробленности» .

 

Авторский вариант Мельниковой Веры Александровны

 

 

1.Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

 

1)Съезд русских князей в Любече.

2)Первое нападение половцев на Русь

3)Разделение христианской церкви на православную и католическую

.Ответ:

 

 

 

 

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ    

ГОДЫ

А)Принятие христианства на Руси

Б) «Устав» В.Мономаха                                          

В)Разгром печенегов под Киевом                        

  Г)Основание Киево-Печерского монастыря      

                                                                                      

1)1051

2)1113

3)988

4)1015

5)1016

6)1036

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

Ответ:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

  1. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) 9-12 веков.

 

1)Русская Правда;  2)полюдье;  3);заповедные лета

4)племя; 5)родовая община; 6) иго

 

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому

 

историческому периоду.

Ответ:

 

 

 

  1. 4. Запишите термин, о котором идёт речь.

Налог, введённый князем Владимиром в пользу Церкви, равный 10-ой части доходов.

Ответ: ___________________________.

 

5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями)

и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой

позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго

столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ,

СОБЫТИЯ)

ФАКТЫ

А)формирование  и  развитие

законодательства Древнерусского государства

Б)введение уроков  и погостов

В)появление первых признаков раздробленности

Г)недовольство киевлян притеснениями ростовщиков

 

1)проведение съезда князей в Любече

2)принятие «Устава» 3)Принятие «Русской Правды» 4)первые сведения о Москве

5)совместная битва русских и половецких князей против монгольского войска

6)налоговая реформа Ольги

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

  1. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

 

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого.

Если кто опознает у кого-либо (свою пропавшую вещь), то ее не берет, не говори ему — это мое, но скажи ему так: пойди на свод, где ты ее взял. Если тот не пойдет, то пусть (представит) поручителя в течение 5 дней.

Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина и тот начнет его не выдавать, то холопа взять и господин платит за него 12 гривен, а затем, где холопа застанет тот ударенный человек, пусть бьет его.

Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят; а за княжеского подъездного 80 гривен.

А за убитого смерда или холопа 5 гривен».

Б)

«…брать третный  рост только до третьего платежа, т. е., кто возьмет с своего должника третный рост, тому более никакого роста не требовать, а взять только свой капитал; если ж заимодавец возьмет три раза третные росты, то он лишается своего капитала. Если кто берет по 10 кун с гривны на год, то таковых ростов взимать не воспрещается».

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1)На период правления князя, издавшего данный закон, приходится расцвет государства Древняя Русь

2)Документ отражал введение заповедных лет.

3)Князь, принявший данный закон, был инициатором съезда в Любече.

4)Князь, издавший данный документ, принял христианство на Руси

5)Данный документ  имел целью ограничение произвола ростовщиков

6)По данному документу можно судить о социальной структуре Древнерусского государства.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

Фрагмент А

Фрагмент Б

 

 

 

 

 

7. Что из перечисленного относится к деятельности Я.Мудрого (1019-1054)?? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)основан Киево-Печерский монастырь

2)организованы походы против половцев

3)издан первый  сборника законов

4) введена десятина

5)открыты  первые  школы  на Руси

6) окончательный разгром печенегов

Ответ:

 

 

 

 

8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

 

А) ______________ съезд князей проходил в 1097 г.

Б) Один из князей, участвовавших во второй феодальной войне, был ____________

В) В ходе битвы под Киевом в 1036 были окончательно разгромлены ________________.

 

Пропущенные элементы:

1)половцы

 2)Святополк Окаянный

 3)Изяслав Ярославич

4)Любечский

 5)печенеги

6)Мстислав Великий

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

 

 

 

 

 

9. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий:

к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из

второго столбца.

 

СОБЫТИЯ

УЧАСТНИКИ

А)Создание Киевской митрополии

Б)Убийство Бориса и Глеба

В)Принятие христианства на Руси

Г)Разгром печенегов под Киевом

1)Я.Мудрый

2)Святополк Окаянный

3)Феопемт

4)Владимир

5)Изяслав

6)Мстислав Великий

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

 

10 Прочтите отрывок из произведения и напишите фамилию автора.

« В год 6495 (987). Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: "Вот приходили ко мне болгары, говоря: "Прими закон наш". Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то, умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы посоветуете? что ответите?".

Ответ: _______________________

 

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

 

Год

События истории России

События истории зарубежных стран

1054

___________(А)

Разделение христианской церкви на Восточную и Западную

__________(Б)

Продолжение феодальной войны детей Ярослава Мудрого

Битва при Гастингсе

__________(В)

Походы В.Мономаха против половцев

__________(Г)

 1066

___________(Д)

__________(Е)

 

Пропущенные элементы:

1)Начало 12 века

 2)Правления Изяслава Ярославича

3)Восстание в Киеве

 4)Нормандское завоевание Англии

 5))Период крестовых походов

 6)Первое нападение половцев на Русь

 7)Смерть Ярослава  Мудрого

 8)Съезд в Любече

 9)1066 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

 

12. Прочтите отрывок .

«В год 6524 (1016). Пришел Ярослав на Святополка, и стали по обе стороны Днепра, и не решались ни эти на тех, ни те на этих, и стояли так три месяца друг против друга. И стал воевода Святополка, разъезжая по берегу, укорять новгородцев, говоря: "Что пришли с хромцом этим? Вы ведь плотники. Поставим вас хоромы наши рубить!". Слыша это, сказали новгородцы Ярославу, что "завтра мы переправимся к нему; если кто не пойдет с нами, сами нападем на него". Наступили уже заморозки, Святополк стоял между двумя озерами и всю ночь пил с дружиной своей. Ярослав же с утра, исполчив дружину свою, на рассвете переправился. И, высадившись на берег, оттолкнули ладьи от берега, и пошли друг против друга, и сошлись в схватке. Была сеча жестокая, и не могли из-за озера печенеги помочь; и прижали Святополка с дружиною к озеру, и вступили на лед, и подломился под ними лед, и стал одолевать Ярослав, видев же это, Святополк побежал, и одолел Ярослав. Святополк же бежал в Польшу, а Ярослав сел в Киеве на столе отцовском и дедовском. И было тогда Ярославу 28 лет».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)Данный князь, пришедший к власти, издаст первый свод законов на Руси.

2)Данный князь издал «Устав», дополнивший «Русскую Правду»

3)Речь в отрывке идёт о борьбе за престол Ярослава Мудрого

4)События, описанные в тексте, относятся ко второй феодальной войне на Руси

5)Данный князь женится на византийской принцессе

6) Святополк, о  котором идёт речь, убил своих братьев в борьбе за власть

 

Ответ:

 

 

 

 

Задания 13-16.

 

13. Напишите имя князя, осуществившего поход, обозначенный на схеме стрелками.

Ответ: ___________________________.

 

14.Напишите название государства, обозначенного на схеме цифрой «1».

Ответ: ___________________________.

 

15.Укажите название города, где произошла знаменитая битва князя с византийским войском

Ответ: ___________________________.

 

16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)Данный князь принял первый сборник законов государства.

 

2)Князь, в период правления которого происходили события, указанные на карте, был язычником, не согласившись принять христианство.

 

3)Князь , совершивший данные походы, погиб во время полюдья.

 

4)Князь,  руководивший указанными походам, произносил слова : « На вы иду».

 

5)Поход, обозначенный стрелками, привёл к значительному расширению территории Руси.

 

6)Военачальник, поход которого обозначен на схеме, является основателем государства.

 

 

 

Ответ:

 

 

 

 

17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками:  к  каждой  позиции  первого  столбца  подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А)«Повесть временных лет»

Б) «Русская правда»

В) «Слово о законе и благодати»

Г)Софийский собор в Киеве

1)Автор – митрополит Илларион

2)Произведение было написано монахом

3)Документ содержал информацию о штрафах

4)Описываемые события произошли в XV в.

5)построен в честь победы над печенегами

 6)Воздвигнут в XII веке

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

 

 

 

 

 

 

18. Какие суждения о данном архитектурном памятнике являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)Сооружён в период  правления Владимира Святого

 2)Находится в Киеве

 3)Это первый каменный храм на Руси

 4)Сооружён в правление Ярослава Мудрого

 5)Находится в Новгороде

 Ответ:

 

 

 

19. Какие  из  представленных  архитектурных памятников были построены в период правления князя, при котором был воздвигнут данный памятник? В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти монеты.

 

 

 

Ответ:

 

 

 

ЧАСТЬ 2.

 

Для записи ответов на задания этой части (20–25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

 

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

 

«А теперь скажем, почему назван так Печерский монастырь. Боголюбивый князь Ярослав любил село Берестовое и церковь, которая была там, святых апостолов и помогал попам многим, среди которых был пресвитер, именем Иларион, муж благостный, книжный и постник. И ходил он из Берестового на Днепр, на холм, где ныне находится старый монастырь Печерский, и там молитву творил, ибо был там лес великий. Выкопал он пещерку малую, двухсаженную, и, приходя из Берестового, пел там церковные часы и молился Богу втайне. Затем Бог положил князю мысль на сердце поставить его митрополитом в святой Софии, а пещерка эта так и возникла. И немного дней спустя оказался некий человек, мирянин из города Любеча, и положил ему Бог мысль на сердце идти странничать. И направился он на Святую Гору, и увидел там монастыри, и обошел их, полюбив монашество, и пришел в один монастырь, и умолил игумена, чтобы постриг его в монахи. Тот послушал, постриг его, дал ему имя Антоний, наставив и научив, как жить по-чернечески, и сказал ему: "Иди снова на Русь, и да будет на тебе благословение Святой Горы, ибо от тебя многие станут чернецами". Благословил его и отпустил, сказав ему: "Иди с миром". Антоний же пришел в Киев и стал думать, где бы поселиться; и ходил по монастырям, и не возлюбил их, так как Бог не хотел того. И стал ходить по дебрям и горам, ища места, которое бы ему указал Бог. И пришел на холм, где Иларион выкопал пещерку, и возлюбил место то, и поселился в ней, и стал молиться Богу со слезами, говоря: "Господи! Укрепи меня в месте этом, и да будет здесь благословение Святой Горы и моего игумена, который меня постриг". И стал жить тут, молясь Богу, питаясь хлебом сухим, и то через день, и воды испивая в меру, копая пещеру и не давая себе покоя днем и ночью, пребывая в трудах, в бдении и в молитвах».

                                            (Из «Повести временных лет»)

 

 

 

20. Укажите век, в рамках которого был написан данный исторический источник. Назовите имя князя, правившего в данный период. Укажите имя автора произведения.

 

21. Каково значение монастырей в истории Руси. Укажите не менее трёх.

 

22.Какую роль сыграл данный источник в изучении истории Руси?

Привлекая исторические знания, укажите не менее двух  доказательств.

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

23. В 1097 г. в Любече состоялся съезд князей. Каковы были причины данного события? (Назовите не менее трёх причин).

 

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке о деятельности Ярослава Мудрого.

 

 

«Древняя  Россия  погребла  с  Ярославом  свое  могущество  и  благоденствие.  Основанная,  возвеличенная  единовластием,  она  утратила  силу,  блеск  и  гражданское  счастие,   будучи  снова  раздробленною  на  малые  области». (Н.М.Карамзин)


Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

 

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

 

 

25.Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

 

1) 980-1015;

2) 1019-1954г.;

3) 1113-1125г.

 

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов),

относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данных период;

– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

 ОТВЕТЫ

E-mail

Яндекс.Метрика
Powered by Warp Theme Framework