Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

НОВЫЙ видеоурок с Мельниковой Верой Александровной. Добавлено 21.08.2017

Смотреть все ВИДЕОУРОКИ

Автор : btamedia

ЕГЭ 2018. История. Предэкзаменационный марафон. Тест по теме № 3: «Феодальная раздробленность»

 

Тест по теме № 3:

 

 

«Феодальная раздробленность»

 

Авторский тест Мельниковой Веры Александровны

 

1.Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

 

1)Взятие Константинополя крестоносцами

 2)Условная дата начала раздробленности

 3)Первое упоминание о Москве

 Ответ:

 

 

 

 

 

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

ГОДЫ

А)Битва на р.Липица

1)1183

Б)Поход против половцев, изображённый в «Слове о полку Игореве»

2)1157

В)Объединение Галицкого и Волынского княжеств

3)1238

Г)Владимир стал столицей Владимиро-Суздальского княжества

4)1223

 

5)1216

 

6)1199

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

Ответ:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

 

  1. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям феодальной раздробленности:

1)удел;  2)экономическая обособленность ;  3)политическое  ослабление  государства ; 4)христианизация; 5 феодальная война); 6) имение

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

Ответ:

 

 

 

  1. 4. Запишите термин, о котором идёт речь.

Процесс экономического усиления и политической обособленности феодальных владений.

Ответ: ___________________________.

 

5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ,

СОБЫТИЯ)

ФАКТЫ

А)Усиление роли города Владимира во Владимиро-Суздальском княжестве

Б)Победа над Булгарией

Г) Установление Новгородской республики

 

 

1)Дюденева рать

2)Строительство храма Покрова на Нерли

 3)Неврюева рать

 4)Перенос столицы  из Суздаля во Владимир

5) Избрание вече посадника

6)Долобский съезд князей

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

  1. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

 

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Ударили в вечевой колокол: настал грозный час суда народного. Со всех сторон бежали к Святой Софии решить судьбу Отечества. Первым определением  сего шумного веча было изгнать Ярослава….вручили князю грамоту обвинительную: «Для чего завладел ты двором Морткинича? Для чего взял серебро с бояр Никифора, Романа и Варфоломея? Для чего выводишь отсюда иноземцев? Да буде ныне конец твоему насилию! Иди, куда хочешь, а мы найдём себе князя»

Б)

«Пришли Святополк , и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и собрались на совет в Любече для установления мира, и говорили друг другу: «Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут войны. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет вотчиной своей…»

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1)Цель данного события - предотвратить междоусобицы

2)в княжестве данного периода была ещё сильна власть князя

3)События произошли в 10 веке

 4)Съезд не смог предотвратить раздробленность, а лишь приблизил её

5)Законодательной властью  в данном княжестве обладало вече

 6) Князь не был правителем, а лишь военным руководителем, назначаемым и снимаемым

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

Фрагмент А

Фрагмент Б

 

 

 

 

 

7. Что из перечисленного относится к причинам феодальной раздробленности на Руси? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)Рост земельного владения феодалов

2)Усиление роли Киева

3)Стремление князей объединить усилия для отпора кочевникам

4)Натуральное хозяйство

5)Наличие единой религии - христианства

6)Постепенное снижение роли торгового пути «из варяг в греки», появление новых путей.

Ответ:

 

 

 

 

 

8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

 

А) ______________ была построена в честь победы над булгарами

Б) При князе, в правление которого ____________ стал столицей княжества,  дружинники  стали не вассалами, а слугами.

В) В ходе  битвы  у ________________ Великим Владимирским князем стал Константин Всеволодович.

 

Пропущенные элементы:

1)Владимир

2)Церковь Покрова на Нерли

 3)Десятинная церковь

 4)Липица

5)Мстислав Великий

6) Калка

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

 

 

 

 

 

9. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СОБЫТИЯ

УЧАСТНИКИ

А)Битва на р. Липица

Б)Поход на половцев князя Игоря Новгород-Северского.

В)Первое упоминание о Москве

 Г)Строительство Золотых ворот во Владимире

1)Юрий Долгорукий

2)Константин Всеволодович

3)Андрей Боголюбский

 4)Всеволод Большое Гнездо

5)Ярославль Осмомысл

 6)Даниил Романович Галицкий

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

 

 

10 Прочтите отрывок и и напишите имя князя, котором идёт речь

«Как одному из младших Мономаховичей, ему досталась в удел Ростовско-Суздальская область, в которой деятельность его обращена была преимущественно на постройку и укрепление городов, основание церквей и монастырей. Симпатии его всецело принадлежали Киевской Руси, куда он постоянно и стремился». 

Ответ: _______________________

 

 

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

 

Год

События истории России

События истории зарубежных стран

1215

___________(А)

Принятие Великой хартии вольностей

__________(Б)

Великим Владимирским князем на Руси  был Всеволод Большое Гнездо.

Взятие Константинополя крестоносцами

__________(В)

Период расцвета Владимиро-Суздальского княжества

__________(Г)

1205

___________(Д)

__________(Е)

 

Пропущенные элементы:

1)4-ый крестовый поход

 2)Ледовое побоище

 3)Борьба за власть детей Всеволода Большое Гнездо

4)Период правления Андрея Боголюбского

5)1204

6)Смерть Романа Мстиславовича, объединившего в 1199 г. Галицкое и Волынское княжества.

 7)Первое упоминание о Москве

 8)1202-1204

9) Конец правления в Латинской империи  Балдуина Фландрского

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

12. Прочтите отрывок из телеграммы военачальника.

«Экономическое могущество и высокое общественное положение этих людей способствовало активным выступлениям их против княжеской власти в Новгороде уже в конце 11- начале 12 в ., в Ростово-Суздальском и Галицко-Волынском княжествах во второй половине 12 в.,  что было проявлением внутриклассового антагонизма, разраставшегося по мере становления  этого  класса-сословия.»

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)Речь идёт о периоде формирования централизованного государства на Руси.

 2)В одном из упомянутых в отрывке княжеств сложилось аристократическое республиканское  правление

 3)Одним из Великих князей данного периода был Владимир Мономах

 4)В отрывке речь идёт о боярстве.

 5)В военном отношении Русь данного периода- сильное и могучее государство.

6)Период, о котором идёт речь в отрывке, в истории называется периодом феодальной раздробленности.

Ответ:

 

 

 

 

Задания 13-16.

 

 

 

 

 

13. Напишите название периода в истории Руси , который изображён на карте

Ответ: ___________________________.

 

14.Напишите цифру, которой указано княжество,  ставшее позже  одним из  влиятельных на Руси.

 Ответ: ___________________________.

 

15.Укажите название города, где в  данный  период  существовала республиканская форма правления.

Ответ: ___________________________.

 

16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)Данный период начался в правление Владимира Мономаха.

2)В данный период происходит расцвет культуры в отдельных княжествах.

 3)Власть киевского князя была велика, он имел единое войско, способное отразить набеги кочевников.

4) Роль Киева постепенно снижается

5) Укрепилось политическое единство Руси

6)Русь значительно ослабла в военном отношении

 

Ответ:

 

 

 

 

17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками:  к  каждой  позиции  первого  столбца  подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А )«Слово о полку Игореве»

Б)Церковь Покрова на Нерли

В) Опера «князь Игорь»

Г) Памятник Юрию Долгорукому

1)Установлен в Москве на Тверской площади

2) А.П.Бородин

3)Установлен в Киеве

4)Описываемые события произошли в XII в.

5)Произведение культуры создано в честь победы над булгарами в 1164 г.

 6)П.И.Чайковский

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Какие суждения о данном архитектурном памятнике являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)Находился памятник в Новгородской земле.

 2)Построен памятник архитектуры в годы правления Андрея Боголюбского

3)Памятник архитектуры был построен в годы правления Всеволода Большое Гнездо

4) Памятник построен в честь победы над печенегами

 5) Памятник включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

Ответ:

 

 

 

 

19. Какие  из  архитектурных памятников были построены в том же веке, что и памятник, о котором идёт речь в задании № 8?В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти монеты.

 

 

Ответ:

 

 

12

ЧАСТЬ 2.

 

Для записи ответов на задания этой части (20–25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

 

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

 

Удельный (от слова удел) период установился на Руси в середине ХII в. К этому времени окончательно сложилось крупное вотчинное землевладение. В феодальных вотчинах, как и в отдельных крестьянских общинах, господствовало натуральное хозяйство, и только военная сила удерживала их в рамках единого государства. С развитием феодального землевладения у каждой земли появилась возможность отделиться и существовать как самостоятельное княжество. В вотчинах формировалось местное боярство, являвшееся главной экономической и политической силой того времени. Бояре были заинтересованы в сильной княжеской власти на местах, потому что это позволяло быстро решать разные вопросы, прежде всего держать крестьян в повиновении. Местные феодалы (бояре) все больше стремились к независимости от Киева, именно поэтому они поддерживали военную мощь своего князя. Можно сказать, что главной силой разъединения выступило боярство. А местные князья, опираясь на него, смогли установить власть каждый в своей земле. Впоследствии между боярством и князьями усилилась борьба за власть. В разных землях она носила разный характер. Например, в Новгороде, а позже в Пскове бояре сумели подчинить себе князей и установить так называемые боярские феодальные республики. В других же землях, где князья смогли подчинить бояр, власть князей была более сильной.

( По книге авторов  В.В. Барабанов, И.М. Николаев, Б.Г. Рожков История России с древнейших времен до конца XX века

 

 

20. Укажите столетия,  в рамках которого происходили события, упомянутые в статье. Укажите название данного периода. Назовите не менее трёх правителей – ярких личностей данного периода.

 

 

21. Какие причины данного события названы в статье? Укажите любые три причины.

 

 

22. Каковы  итоги данного периода в истории Руси? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух .

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

23. В Новгородской земле установилась в 1136 году республика. Объясните, в чём состояли особенности правления в ней?  Почему это стало возможно? (приведите три объяснения).

 

 

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

 

 «Феодальная раздробленность была новым, более высоким этапом в развитии феодального общества и государства... 

( А.К.Леонтьев, историк)

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

 

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

 

 

25.Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

 

  • 1132-1237

  • 1125-1157

  • 1157-1174

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов),

относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данных период;

– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

 

 ОТВЕТЫ

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

E-mail

Яндекс.Метрика
Powered by Warp Theme Framework