Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 22. Функционально-смысловые типы речи.

Уникальная программа снижения веса от Фаберлик.
Новинки косметики фаберлик на faberllena.ru

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 22.

Функционально-смысловые типы речи.

 

 

 

Задание № 22. Функционально-смысловые типы речи.

Время мчится вперёд, наш экспресс тоже, навстречу ЕГЭ! Но нам, ребята, осталось сделать ещё несколько остановок. Сегодня мы вспомним, как выполнить задание № 22.

Функционально-смысловые типы речи.

Начнём с теории, а затем я дам вам несколько рекомендаций, которые помогут верно выполнить задание № 22.

Всего существует ТРИ типа речи: повествование, описание и рассуждение. Очень подробно о них дан материал в статье на данном сайте. Его можно прочитать ЗДЕСЬ. Я же сейчас остановлюсь на главных особенностях, ответив на вопрос: как же определить, где какой тип речи.

Как определить тип речи (подсказка)?

Повествование - это рассказ о чём-то. В предложения, в которых есть повествование, происходит действие, движение, много глаголов, мы словно «видим», как совершается то или иное действие (пришёл, увидел, победил). Действия могут быть показаны во времени.

Описание- этот описание чего-либо (предмета, характера, обстановки, внешнего вида и пр.) на данный момент времени. Мы словно представляем картину, описанную автором, поэтому здесь много прилагательных (красивая, нежная, добрая).

Рассуждение – это  размышления автора о чём-то, его мысли. Здесь нет движения действия, описания, мы следим за ходом рассуждений автора или героя.

Несколько подсказок.

  • Так как для сочинения чаще всего даётся публицистический текст, то больше всего в нём рассуждений. Поэтому обращайте внимание на те варианты ответов, в которых названы именно эти типы предложений.
  • Предложений с описанием и повествованием бывает значительно реже. Помните это! Если вы решили, что в данных предложениях именно повествование или описание, очень вниматльно прочитайте их, не ошибитесь, не перепутайте с рассуждением. Вы должны «видеть» движение, действие, описание чего-то, представить это. Если этого нет, то здесь обычное рассуждение.
  • Част верными бывают ответы, в которых дано рассуждение, но с элементами описания или повествования.
  • Помните, что при повествовании действия реальные, а не совершающиеся в представлении человека, не показанные в переносном смысле. ( См. пример ниже).

Три типа вопросов в задании № 22.

  • Найти описание, повествование или рассуждение.
  • Найти какой-то тип речи с элементами другого (например, рассуждение с элементами описания).
  • Доказать что-то, например, что в предложении 14 содержится следствие того, о чём сказано в предложении 13.

 

 

Алгоритм выполнения задания № 22.

Функционально-смысловые типы речи.

  • Внимательно прочитайте каждое высказывание в задании.
  • Далее найдите указанные предложения, вспомните рекомендации, данные выше, ответьте на вопросы.
  • Если сомневаетесь, ещё раз перечитайте предложения. Помните, на ЕГЭ важен каждый балл!

Разберём пример.

Задание.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1) Предложения 12—13 объясняют содержание предложения 11.

2) В предложении 20 содержится описание.

3) В предложениях 1—2 представлено повествование.

4) Предложение 31 включает описание состояния человека.

5) В предложении 27 содержится вывод из 26-го.

Ответы.

1) Предложения 12—13 объясняют содержание предложения 11.

(11)На Кольку смотрели как на чудака, и отец надеялся, что вздорная идея как-нибудь сама собой улетучится из головы сына. (12)Мало ли чего мы хотим в молодости! (13)Жизнь — жестокая штука, она всё расставит по своим местам и равнодушно, как маляр, закрасит серой краской наши пылкие мечты, нарисованные в юности.

Пояснение.

В 12,13 содержится итог, вывод, сказанного в 11.

2) В предложении 20 содержится описание.

(20)Деревья, выступавшие из полумглы, тянули к стёклам кривые руки, узкие просёлки, словно серые степные гадюки, расползались по кустам, и с неба, заполненного до краёв клочьями ободранных туч, фиолетово-чёрной краской стекал на землю сумрак.

Пояснение.

Да, здесь описание природы. Посмотрите, сколько прилагательных. Автор использует и эпитеты, и метафору, чтобы образнее описать деревья, просёлки.

3) В предложениях 1—2 представлено повествование.

(1)Чаще всего человек ищет свою мечту, но бывает и так, что мечта находит человека. (2)Как болезнь, как вирус гриппа.

Пояснение.

Посмотрите, ребята, вроде бы здесь есть какое- то действие: мечта находит человека, человек ищет мечту. Но всё описано в переносном смысле, это метафора, не реальные действия. Поэтому это не повествование, а рассуждение.

4) Предложение 31 включает описание состояния человека.

(31)Сердце его стонет от щемящей боли, ему хочется повыше подпрыгнуть и хотя бы разок глотнуть той свежести, которой небо щедро поит птиц.

Пояснение.

Да, верно, в предложении описано состояние героя.

5) В предложении 27 содержится вывод из 26-го.

(26)Денег, потраченных на билеты, немного жаль, зато съездил, посмотрел, проверил себя, успокоился, теперь выбросит из головы всякий вздор и станет нормальным человеком. (27)Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю.

Пояснение.

Да, верно, автор делает вывод о законах жизни. Кстати, это яркий пример рассуждения.

ОТВЕТ: 245

 

Таковы рекомендации и  алгоритм выполнения задания № 22.

Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!

Вера Александровна.

 

 

 

 

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

E-mail

Яндекс.Метрика
Powered by Warp Theme Framework