Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 26. Сочинение. Рекомендации.Клише.

Уникальная программа снижения веса от Фаберлик.
Новинки косметики фаберлик на faberllena.ru

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 26. Сочинение. Рекомендации. Клише.

 

 

 

 

Задание № 26. Сочинение.

Вот и подъехал наш с вами, ребята, экспресс к последней станции. Сегодня разговор пойдёт о том, как нужно писать сочинение по тексту, то есть как выполнять задание № 26.

Подготовка к написанию сочинения.

  • Внимательно прочитайте текст.
  • Найдите в нём ключевые слова, поймите, О ЧЁМ текст.
  • Определите проблему: постарайтесь понять, какой вопрос (вопросы) волнуют автора. Проблема – это и есть вопрос, ответ на который автор пытается дать в тексте .
  • Если нашли яркие художественные средства, отметьте их. Они могут пригодиться в сочинении.
  • Продумайте, какие два аргумента вы приведёте в доказательство своей позиции. Выбирайте те художественные произведения, которые вы читали, хорошо помните, не перепутайте имена героев, не ошибитесь в содержании.
  • После подготовительной работы приступайте к написанию сочинения.

Рекомендации по написанию сочинения. Клише.

 

1.Вступление.

  • Записываете ключевое слово (то есть то, о чём предложенный текст). Например, Родина, природа, книги, смысл жизни и т.д.
  • Далее пишите 2-3 предложения об этом ключевом слове, подводя к проблеме.
  • Задаёте 1-2 вопроса, которые помогут обозначить проблему.
  • Именно над этим размышляет автор (Ф.И.О.), поднимая проблему... (называете проблему).

ПРИМЕР.

Нравственный долг... Для кого-то это лишь слова, так как подобные люди живут только для себя и чужая боль им безразлична. Для других же - это основа характера, тот нравственный стержень, который определяет их поступки и действия. Как же чувство нравственного долга подталкивает людей совершать добрые и поистине благородные поступки, бескорыстно помогать тем, кто нуждается в помощи? Именно над этим размышляет Г.Н.Гончаров, поднимая проблему нравственного долга как основы поступков человека.

 

2. Комментарий проблемы.

В этом абзаце вы должны показать, как автор раскрывает проблему в тексте.

Предлагаю план комментария.

  • Данную проблему автор раскрывает на …. (каком материала?)
  • Опишите чувства автора (сожаление, негодование, восхищение и т.д).
  • Если есть яркое художественное средство, которое поможет вам раскрыть проблему, то приведите его, укажите, какова его роль.

ПРИМЕР.

 

Размышляя над  данной проблемой, автор на примере истории о человеке, чья жизнь в какой-то момент стала зависеть от совершенно чужих ему людей, рассказывает о чувстве нравственного долга, свойственное, к счастью, многим. Чувствуется взволнованность автора, когда он пишет о том, что люди не отвернулись, не проигнорировали прозвучавший с телевизионных экранов призыв о необходимости доноров для переливания крови, а откликнулись, поспешили помочь. Как удачно автор использует метафору, говоря, что поступок этих людей не подвиг, не "яркая вспышка", а норма поведения, в высшей степени нравственная. И у самих людей желание помочь нуждающемуся не ассоциируется с геройством, наоборот, они считают это должным, поступают согласно своим убеждениям о нравственном долге.

 

3.Позиция автора.

Позиция автора выражена чётко. (Или. Легко понять позицию автора…).

 Он считает, что….

Он хочет, чтобы…. (Например, читатели поняли, задумались, осознали. Или хочет привлечь внимание к проблеме и т.д.)

ИЛИ.

Автор призывает…

ПРИМЕР.

Авторская позиция выражена четко. Он считает, что именно чувство нравственного долга, заложенное в людях, является мотивом благородных поступков людей и что каждый человек, способный переступить личное благополучие ради помощи другому человеку, способен и на гораздо большее. Автор призывает нас, молодое поколение, никогда не стремиться заглушать нашего "внутреннего контролера", всегда следовать зову совести и нравственных убеждений.

 

  1. Собственная позиция.

Чаще всего даются на ЕГЭ тексты, где нужно соглашаться с автором. Редко, когда можно согласиться частично.

Я полостью согласен с автором. (Или. Трудно не согласиться с автором.)

Действительно….(Высказывает своё согласие, свою позицию).

Докажу высказанное.

 

ПРИМЕР.

Невозможно не согласиться с автором. Действительно, то, что движет людьми, идущими на помощь нуждающимся, - это нравственный долг. Именно он заставляет человека думать иначе, чем те, кто относится  безразлично к чужим проблемам люди.

 

4-5. Два аргумента.

Один аргумент должен быть из художественной литературы, второй- либо из художественной литературы, либо из любой сферы общественной жизни.

ПОМНИТЕ.

  • Это не сочинение по литературе. От вас не требуется анализ произведения. Нужно раскрыть проблему анализируемого текста, используя пример из литературы. Это очень важно. Обязательно высказываете своё отношение к героям, их поступкам.
  • Хорошо, если вы подберёте один положительный пример, другой-отрицательный. На противопоставлении легче раскрывать проблему.

ПРИМЕР.

 

Следовать своим нравственным убеждениям даже в тяжелые времена для человека - вот что достойно уважения. Ярким примером высоконравственного человека является герой из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов, солдат, прошедший Великую Отечественную войну, встречает на своем пути мальчика, потерявшего родных и близких. Восхищает укоренившееся в нем чувство долга, которое не позволяет ему бросить на произвол судьбы маленького ребенка. И это еще неизвестно, кто кому больше помог: Андрей ли, назвавший себя его отцом и взявший мальчишку под опеку, или сам мальчик, который, сам того не осознавая, помог удержаться Соколову, наполнив его жизнь смыслом, ведь война забрала у него все, что есть. М.А. Шолохов заставляет задуматься о том, что люди, в каких бы ситуациях они ни оказались, всегда поступают сообразно своим нравственным убеждениям, нравственному долгу.

 

Перед каким бы выбором человек ни стоял, как бы тяжело ему ни было, он всегда должен оставаться Человеком. Сашка, герой одноимённого произведения А. Кондратьева, во время военных действий захватил в плен немца. Но он не относился к нему, как к самому жестокому врагу, наоборот, он уверял, что у того будет хорошая жизнь, что советские люди  не убивали пленных, ведь так пропагандировалось  и писалось в листовках. Но не для всех героев этого произведения слова и обещания действительно многое значат. Капитан приказал Сашке убить немца. Что же делать? Ведь Сашка обещал немцу, что его жизнь будет в безопасности. Теперь спасти жизнь пленному – это его долг. На что и решается герой,не выполнив приказ  капитана .Но свой нравственный долг он исполнил. Прочитав произведения военной прозы, многие задумаются над вопросами  человечности и нравственности, понимая, что оставаться человеком - это долг каждого, это самая достойная цель в жизни.

 

6.Заключение.

Помните: если во вступлении вы раскрываете СУТЬ проблемы, то в заключении необходим предложить пути её решения. Большую ошибку допускают те выпускники, которые в заключении снова пишут о проблеме, только другими словами.

 

Таким образом, прав был автор (Ф.И.О), поднимая актуальную проблему времени - …. (называете проблему). Необходимо … (предполагаете, что должен сделать каждый человек, вы лично, общество в целом для решения данной проблемы).

ПРИМЕР.

 

Таким образом, прав был Г.Н. Гончаров в своих суждениях о том, что в основе поступков людей лежит в первую очередь представления о нравственном долге. Нужно воспитывать это чувство во всех людях, формировать желание совершать хорошие, правильные поступки. Равнодушие – главный противник высоких нравственных качеств, и печально осознавать, что в сердцах некоторых оно пересиливает. Но благодаря тем, кто находит время и силы позаботиться о ближнем, наш мир не теряет своих красок, становится намного добрее. Это важно, даже если порой мы того не осознаем. И хочется верить, что при необходимости мы сможем выполнить свой нравственный долг, сохранив самое дорогое на земле - жизнь.

 

Примечание: приведён пример сочинения моей ученицы - Аиды.  Сейчас она является студенткой Казанского медицинского университета.

 

 Таков примерно план сочинения, таковы его тезисы. Конечно, каждый учитель предлагает свою версию, ведь сочинение - это творческая работа. Главное, чтобы сочинение соответствовало критериям, по которым будет проверяться работа. Вам, ребята решать, что вы выберете, что вам ближе и легче.

 

Долгий путь мы прошли, проехали с вами, ребята. Спасибо экспрессу, весело нам было в нём и комфортно двигаться от станции к станции, к конечному пункту пути. Буду рада, если мои рекомендации помогут вам на ЕГЭ.

Теперь мне остаётся только помахать вам вслед рукой и сказать: «Успеха вам, дорогие мои, на ЕГЭ! Ваша Вера Александровна».

 

 

 

 

 

 

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

E-mail

Яндекс.Метрика
Powered by Warp Theme Framework