Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

ЕГЭ. История. Теория по кодификатору. 1.2.1. Вечевые порядки.

Уникальная программа снижения веса от Фаберлик.
Новинки косметики фаберлик на faberllena.ru

ЕГЭ. История. Теория по кодификатору.

1.2.1. Вечевые порядки.

 

 

«Псковское вече». (В.М. Васнецов).

 

Вече – от славянского вѣтъ — совет.

Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси, одна из форм прямой демократии.

Участники:

  • «мужи» - главы свободных семейств сообщества (рода, племени, княжества), знать; в случае смерти мужа семью на вече представляла его жена.
  • «люди» - низы общества.

Права членов:

  • Равные.
  • Различные (в зависимости от социального статуса).

Периодичность созыва.

Определённой периодичности не существовало. Вече собиралось по мере необходимости по звону колокола на главной площади.

Функции:

  • Обсуждение общих вопросов всех сфер жизни.
  • Объявление войны и заключение мира.
  • Призвание и изгнание князей.
  • Назначение и смещение посадских, тысяцких, владыки.
  • Утверждение законов.
  • Заключение различных договоров.
  • Проведение денежных сборов на различные нужды.
  • Распоряжение земельной собственностью.
  • Установление торговых правил и льгот.
  • Решение вопросов обороны.

Присутствующие криком выражали своё согласие- несогласие. Если меньшинство не желало подчиняться большинству, то происходили ссоры и потасовки.

ВАЖНО!

Вече не подменяло княжеской власти, не являлось постоянным, систематически организованным политическим институтом

Исключение: Новгородская и Псковская республики.

 

История вече на Руси.

  • Первое упоминание о вече находим в «Повести временных лет» Нестора. В 997 году оно собралось в Белгороде вовремя осады города печенегами.
  • В Новгородской летописи оно упоминается в 1016 г., когда Ярослав Мудрый обратился за помощью к новгородцам поддержать его в борьбе за киевский престол.
  • В 1068 году собралось первое вече в Киеве.
  • В других городах – в Ростове, Суздале, Владимире на Клязьме, Полоцке, Переяславле, Смоленске вече собиралось с 12 в.
  • В Лаврентьевской летописи отмечено, что с 1176 г. вече было явлением повсеместным.
  • До XII века – высший орган племенного народного самоуправления.
  • XII-XIII вв .- городской представительный орган.
  • С XIII века, с периода ига Золотой Орды, деятельность вече стала ослабевать. Князья увидели другие формы управления, при которых не считались с мнением народа. Постепенно вече прекращает собираться.
  • Последними вечевые традиции сохранились в Новгородской республике, в которой прекратились и они после похода Ивана III на Новгород в 1478, включение его в состав Московского государства. Вечевой колокол был увезён в Москву.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

 «Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча». К.В.Лебедев.1889.

«Новгородское вече". Работа А.П. Рябушкин.

 

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

E-mail

Яндекс.Метрика
Powered by Warp Theme Framework