Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

ЕГЭ 2021. История. Демонстрационный вариант + ОТВЕТЫ.

Уникальная программа снижения веса от Фаберлик.
Новинки косметики фаберлик на faberllena.ru

 

Опубликован на сайте ФИПИ 24.08.2020 г.

Изменений в 1-ой части НЕТ.

Изменения во 2-ой части:

  • дан новый материал для заданий (формат не изменён);
  • дано два комплект тем в задании 25 (историческое сочинение), на ЕГЭ будет предложен один.

 

 

1.Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

 

1)Крымская война

2)реформа патриарха Никона

3)падение Византийской империи

 

Ответ:

 

 

 

 

 

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ                                                                               ГОДЫ

А)первое упоминание Москвы в летописи       1)988г.

Б)Карибский кризис                                                 2)1147 г.

В)Бородинская битва                                              3)1662

Г)Медный бунт                                                         4)1812 г.

                                                                                      5) 1939г.

                                                                                      6) 1962

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

Ответ:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

 

3. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) XIX в.

1) вольные  хлебопашцы;  2) министерства;  3) декабристы;4) третьеиюньский переворот; 5) мировые судьи; 6) октябристы.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

Ответ:

 

 

 

 

4. Запишите термин, о котором идёт речь.

Основная часть территории России, не включённая в опричнину Иваном IV.

Ответ: ___________________________.

 

 

5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

 

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ,

СОБЫТИЯ)

ФАКТЫ

А) формирование  и  развитие законодательства Древнерусского государства

Б) реформы Избранной рады

В) проведение политики «просвещённого абсолютизма» в России

Г) первые  революционные преобразования большевиков

1)созыв Уложенной комиссии

2)принятие Судебника Ивана III

3)созыв первого Земского собора

4)принятие Декрета о земле

5)принятие Русской Правды

6)создание  Временного правительства

 

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

 

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «Дворы, между коими заключён Парижский трактат… вместе

с прочими государями и державами, им союзными… повелели своим полномочным составить… один главный трактат и присоединить к оному как неотдельные части все прочие положения конгресса.…Герцогство Варшавское, за исключением тех областей и округов, оим в нижеследующих статьях положено иное назначение, навсегда присоединяется к Российской империи. Оно в силу своей конституции будет в неразрывной с Россией связи и во владении его величества императора всероссийского, наследников его и преемников на вечные

времена. Его императорское величество предполагает даровать, по своему благоусмотрению, внутреннее устройство сему государству, имеющему состоять под особенным управлением. Его величествосообразно с существующим в рассуждении прочих его титулов обычаем и порядком присовокупит к оным и титул царя (короля)польского».

 

Б) «Его королевское величество Свейское уступает сим за себя и своих потомков и наследников свейского престола и королевства Свейского его царскому величеству и его потомкам и наследникам Российского государства  в  совершенное  неприкословное  вечное  впадение и собственность в сей войне, чрез его царское величество оружия от короны Свейской завоёванные провинции: Лифляндию, Эстляндию,

Ингерманландию и часть Карелии с дистриктом Выборгского лена.

…Против того же его царское величество обещает в 4 недели

по размене ратификаций о сем мирном трактате или прежде, ежели возможно,  его  королевскому  величеству  и  короне  Свейской возвратить… Великое княжество Финляндское…»

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1)Данный договор был подписан в Берлине.

2)По данному договору Россия получила выход к Балтийскому морю.

3)Данный договор был подписан в Вене.

4)Современником подписания данного договора был А.Л. Ордин-Нащокин.

5)Данный договор был подписан по результатам Северной войны.

6)На территории, присоединённой к России по данному договору, в начале1830-х гг. произошло мощное восстание.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

Фрагмент А

Фрагмент Б

 

 

 

 

       

 

7. Что из перечисленного относится к новой экономической политике (1921–1928 гг.)? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)утверждение частной собственности на землю

2)введение хозрасчёта на государственных предприятиях

3)денационализация тяжёлой промышленности

4)появление кредитно-банковской системы и бирж

5)отмена государственной монополии внешней торговли

6)введение концессий

Ответ:

 

 

 

 

 

8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

 

А) ______________ конференция «Большой тройки» проходила в 1943 г.

Б) Один из первых таранов в ночном воздушном бою произвёл советский лётчик ____________, сбивший на подступах к Москве вражеский бомбардировщик.

В) В ходе Курской битвы произошло крупнейшее танковое сражение у ________________.

 

Пропущенные элементы:

1)Ялтинская (Крымская)

2)Н.Ф. Гастелло

3)станция Прохоровка

4)Тегеранская

5)В.В. Талалихин

6)разъезд Дубосеково

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

 

 

 

 

 

9. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

СОБЫТИЯ

УЧАСТНИКИ

А)Ледовое побоище

Б)Ливонская война

В)Полтавская битва

Г)разгром армии П.Н. Врангеля в Крыму

1)А.А. Брусилов

2)Андрей Боголюбский

3)А.М. Курбский

4)Александр Невский

5)А.Д. Меншиков

6)М.В. Фрунзе

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

 

 

10. Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите фамилию автора.

«Я видел не только бесполезность, но и вред совмещения постов, и я даже ссылался: "Представьте моё положение, я критиковал Сталина за совмещение в одном лице двух таких ответственных постов в государстве и в партии, а теперь сам…" Выношу этот вопрос на суд историков. Сказалась моя слабость, а может быть, подтачивал меня внутренний червячок, ослабляя моё сопротивление. Ещё до того, как я стал Председателем Совета Министров СССР, Булганин внёс предложение назначить меня как Первого секретаря ЦК КПСС Главнокомандующим вооружёнными силами. Тем более что в Президиуме ЦК военные вопросы, армия, вооружение относились к моей епархии. Это произошло без публикации в печати и было решено сугубо внутренним образом, на случай войны. Внутри вооружённых сил об этом известили высший командный состав».

Ответ: _______________________

 

 

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

 

Век

События истории России

События истории зарубежных стран

XIX в.

___________(А)

Создание

Тройственного союза

__________(Б)

Начало княжения в Киеве Владимира Мономаха

Третий крестовый поход

__________(В)

Присоединение

Псковской земли

к Московскому княжеств

__________(Г)

XVIII в.

___________(Д)

__________(Е)

 

Пропущенные элементы:

1)принятие конституции США

2)XVI в.

3)гражданская война в Англии

4)окончание Столетней войны

5)присоединение Крыма к Российской империи

6)XII в.

7)XIV в.

8)отмена крепостного права в России

9)выступление М. Лютера с 95 тезисами, начало Реформации в Германии

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

Век

События истории России

События истории зарубежных стран

XIX в.

___________(А)

Создание

Тройственного союза

__________(Б)

Начало княжения в Киеве Владимира Мономаха

Третий крестовый поход

__________(В)

Присоединение

Псковской земли

к Московскому княжеств

__________(Г)

XVIII в.

___________(Д)

__________(Е)

 

 

12. Прочтите отрывок из телеграммы военачальника.

«Все отлично сознавали, что при создавшейся обстановке и при фактическом руководстве и направлении внутренней политики безответственными общественными организациями, а также громадного разлагающего влияния этих организаций на массу армии последнюю воссоздать не удастся,а наоборот, армия как таковая должна развалиться через два-три месяца. И тогда Россия должна будет заключить позорный сепаратный мир,последствия которого были бы для России ужасны. Правительство принимало полумеры, которые, ничего не поправляя, лишь затягивали агонию, и, спасая революцию, не спасало Россию. Между тем завоевания революции можно было спасти лишь путём спасения России, а для этого прежде всего необходимо создать действительную сильную власть и оздоровить тыл. Генерал Корнилов предъявил ряд требований, проведение коих в жизнь затягивалось. При таких условиях генерал Корнилов, не

преследуя никаких личных честолюбивых замыслов и опираясь на ясно выраженное сознание всей здоровой части общества и армии, требовавшее скорейшего создания крепкой власти для спасения Родины, а с ней и завоеваний революции, считал необходимыми более решительные меры ,кои обеспечили бы водворение порядка в стране…»

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)Описанные в телеграмме события произошли в 1916 г.

2)Правительство, о котором идёт речь в телеграмме, называлось СНК.

3)Автор телеграммы – сторонник продолжения войны с Германией.

4)Автор телеграммы поддерживал действия генерала Корнилова.

5)Большевики поддерживали действия генерала Корнилова.

6)«Решительные меры» генерала Корнилова, которые указаны в телеграмме, не были осуществлены.

Ответ:

 

 

 

 

Задания 13-16.

 

Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.

 13.Укажите век, когда произошли события, обозначенные на схеме стрелками. Ответ запишите словом.

Ответ: ___________________________.

 14.Укажите имя князя, походы которого обозначены в легенде схемы цифрой.

15. Укажите название торгового пути, обозначенного на схеме цифрой «3».

 Ответ: ___________________________.

16.Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 1) Цифрой «5» на схеме обозначен город Новгород.

 2) В ходе событий, обозначенных на схеме стрелками, русское войско взяло город Перемышль.

 3) В городе, обозначенном на схеме цифрой «6», согласно Повести временных лет, принял крещение киевский князь Владимир.

 4) На схеме обозначен политико-административный центр восточнославянского племенного союза древлян.

 5) Цифрой «4» на схеме обозначена столица Волжской Булгарии.

 6)  Киевский князь Олег совершил поход, обозначенный в легенде схемы цифрой «2».

Ответ:

 

 

 

 

 

17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого  столбца  подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

 

 

 

 

 

 

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А)«Слово о полку Игореве»

Б)«Домострой»

В)картина «Боярыня

Морозова»

Г)роман «Тихий Дон»

 

1)Автор – И.Е. Репин.

2)Произведение было написано в период

руководства СССР Л.И. Брежнева.

3)Автор – священник Сильвестр.

4)Описываемые события произошли в XII в.

5)Автору была присуждена Нобелевская премия.

6)Сюжет  иллюстрирует события церковного раскола.

 

 

18. Какие суждения о данной марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)Военный деятель, изображённый на марке, подвергся репрессиям.

2)Военный деятель, изображённый на марке, родился в период правления в России Николая II.

3)События, изображённые на марке стрелками, произошли в ходе Первой мировой войны.

4)Военный деятель, изображённый на марке, был участником Великой Отечественной войны.

5)Данная марка была выпущена в период руководства СССР Н.С. Хрущёва.

 

Ответ:

 

 

 

 

19. Какие из  представленных монет  посвящены  юбилеям  событий, произошедших при жизни военного деятеля, изображённого на марке? В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти монеты.

 

1.

2.

3.

4.

 

Ответ:

 

 

 

ЧАСТЬ 2.

 

Для записи ответов на задания этой части (20–25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

 

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

 

Прочтите отрывок из воспоминаний политического деятеля. «Второй Съезд народных депутатов СССР по накалу страстей, митинговой активности депутатов мало чем отличался от первого, но всё же накопленный опыт, подготовительная работа позволили придать ему бóльшую организованность и деловитость…

За две недели Съезд заслушал и обсудил доклад Рыжкова о мерах по оздоровлению экономики, этапах экономической реформы и принципиальных подходах к разработке тринадцатого пятилетнего плана, принял Закон об изменениях и дополнениях Конституции по вопросам избирательной системы в связи с предстоящими выборами народных депутатов в республиках и на местах… …

К тому моменту активная позиция в реформировании и оздоровлении экономики была в значительной степени утрачена: не выработанная центром стратегия задавала тон, а, наоборот, планы и действия центра приноравливались к спонтанным экономическим процессам и популистским требованиям. Программа экономических реформ 1987 года фактически оказалась похороненной, о ней вспоминали всё реже. Главное же, был выпущен из рук контроль за наличной денежной массой, за денежными доходами населения, дан сильнейший толчок раскручиванию инфляционной спирали, остановить который дальше оказалось всё труднее.

Доклад Правительства подвергся на Съезде ожесточённой критике, и не только со стороны оппозиционно настроенных депутатов. [Руководитель страны], естественно, защищал его. Началась очень трудная для Правительства полоса. В печати, на съездах и сессиях Верховного Совета постоянно маячил вопрос об отставке Правительства… Но главное, конечно, накатывающиеся волны забастовочного движения, вызываемые прежде всего дезорганизацией рынка, товарного и денежного обращения, острой нехваткой самого необходимого для людей…

Работа Съезда была омрачена кончиной [выдающегося исторического деятеля]. 15 декабря не стало этого выдающегося, неповторимого человека. Огромная потеря не только для науки, но и для человеческой цивилизации в целом, для демократического процесса в стране. Об этом я говорю с полной ответственностью и откровенностью, несмотря на то, а может быть, именно поэтому, что академик стоял в оппозиции к тогдашнему партийно-государственному руководству, оказывал лишь, как он сам говорил, условную поддержку [руководителю страны], не спуская ему ни одного, с его точки зрения, ошибочного или опрометчивого шага».

 

 

20. Укажите название периода истории СССР, о событиях которого идёт речь в данном отрывке. Укажите руководителя СССР в этот период. Укажите исторического деятеля, о смерти которого идёт речь в отрывке.

 

 

21. Какие факты, свидетельствующие о наступлении социально-экономического и политического кризиса в стране, называет автор? Укажите любые три факта. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

 

 

22. Укажите название партийного органа, созванного впервые после 1941 г., в решениях которого незадолго до описываемых событий были заложены основы преобразований политической системы страны. Какие политические решения были приняты следующим после названного в отрывке Съездом народных депутатов? Укажите любые два решения.

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

23. Процесс политической раздробленности русских земель в XII–XIII вв. сопровождался упадком роли и значения земель Среднего Поднепровья – исторического ядра Древнерусского государства – в политической и экономической жизни Руси. Назовите любые три причины этого упадка.

 

 

24.

По историческим вопросам высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из противоречивых точек зрения.

«Внутренняя политика Александра III способствовала прогрессивному развитию социальной и экономической сфер общественной жизни».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

 2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

 

 

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из исторических процессов:

1) борьба Древнерусского государства с кочевниками;

2) внешняя политика России в 1689–1725 гг.;

3) Гражданская война в России после прихода большевиков к власти.

 В сочинении необходимо:

 – указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного Вами процесса;

 – назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными Вами событиями (явлениями, процессами), произошедшими в рамках выбранного процесса, и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

 – указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного процесса;

– используя знание исторических фактов, указать значение (последствие) выбранного Вами процесса для истории России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к выбранному Вами процессу.

В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или все указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному процессу, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1– К7 выставляется 0 баллов).

                                                 ИЛИ

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из исторических деятелей:

1) Ярослав Мудрый;

2) А.Д. Меншиков;

3) Г.К. Жуков.

В сочинении необходимо:

 – указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный Вами исторический деятель;

 – назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной Вами);

 – используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных Вами событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия.

 В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или во всех указанных исторических событиях (явлениях, процессах) не участвовал выбранный Вами исторический деятель, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1– К7 выставляется 0 баллов).

 

ЕГЭ-2021. История.

Демонстрационный материал. ОТВЕТЫ.

1

321

2

2643

3

46

4

земщина

5

5314

6

3625

7

246

8

453

9

4356

10

Хрущёв

11

862951

12

346

13

десятый

14

Святослав

15

из варяг в греки

16

146

17

4365

18

15

19

34

 

Часть 2.

20.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) период – «перестройка»;

2) руководитель СССР – М.С. Горбачёв;

3) исторический деятель – А.Д. Сахаров.

 

 

21. Правильный ответ может содержать следующие факты:

1) Правительство утратило активную позицию в реформировании и оздоровлении экономики (программа экономической реформы 1987 г. провалилась);

2) Правительство потеряло контроль над ростом денежной массы и инфляцией;

3) доклад Правительства на Съезде подвергся критике не только со стороны оппозиции;

4) в прессе поднимался вопрос об отставке Правительства;

 5) росло забастовочное движение;

 6) наблюдалась дезорганизация рынка, товарного и денежного обращения;

 7) нарастал дефицит товаров первой необходимости. Ответ может быть представлен как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.

 

 

22. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) партийный орган – XIX партконференция (партконференция);

2) решения, например:

 − введение поста Президента СССР;

− избрание Президентом СССР М.С. Горбачёва;

− избрание Председателем Верховного Совета СССР А.И. Лукьянова; − внесение поправок в Конституцию СССР, отменивших однопартийную систему в стране.

Могут быть указаны другие решения.

 

 

23. Могут быть названы следующие причины:

1) борьба между князьями за великое киевское княжение разоряла эти земли;

2) из-за угрозы со стороны кочевников и ослабления Византии пришла в упадок торговля по пути «из варяг в греки»;

3) в условиях раздробленности разрушалась система оборонительных линий, созданных князем Владимиром Святославичем для защиты этих земель;

4) в междоусобной борьбе князья привлекали на свою сторону кочевников, отчего в первую очередь страдали южные земли;

 5) из-за угрозы набегов кочевников происходил отток населения из Среднего Поднепровья. Могут быть названы другие причины

 

 

24. Правильный ответ должен содержать аргументы:

 1) в подтверждение, например:

– при Александре III в деревне постепенно изживались остатки крепостничества (снижение выкупных платежей, ликвидация временнообязанного состояния крестьян);

 – при Александре III постепенно менялась устаревшая система налогообложения (отмена подушной подати); – в 1882 г. правительство учредило Крестьянский поземельный банк, который выдавал ссуды на покупку земли крестьянам, что способствовало распространению частной поземельной собственности среди крестьян;

– в период правления Александра III начало формироваться рабочее законодательство (законы об ограничении труда подростков и женщин на производстве, о правилах найма и увольнения рабочих);

– протекционистская политика правительства Александра III способствовала бурному развитию промышленности (завершился промышленный переворот, в два раза выросло количество паровых двигателей, увеличилась добыча угля и нефти, в ряде регионов страны выросли крупные промышленные центры (Баку, Юзовка, Ижевск, Орехово-Зуево) и др.);

– в период правления Александра III отмечен интенсивный рост

Транссибирской магистрали;

2) в опровержение, например:

– законодательство Александра III в отношении земств резко снизило долю не дворян в их составе, сузив таким образом социальную базу земств;

– по новому «Городовому положению» был значительно повышен имущественный ценз для участия в выборах в городские думы; таким образом, от участия в городском самоуправлении были отстранены не только трудящиеся массы города, но и мелкая буржуазия, что вступало в противоречие с быстрым процессом урбанизации, проходившим в тот период;

 – изменения в системе образования (подчинение сельских школ Синоду, циркуляр «о кухаркиных детях») резко сузили возможности для получения образования выходцам из низших сословий и препятствовали удовлетворению нужд быстрорастущей российской экономики в образованных специалистах; – при Александре III был учреждён Дворянский земельный банк, который выдавал ссуды помещикам под залог их земель на льготных условиях; поддержка дворян, которые, как правило, «проедали» выданные банком деньги, а не вкладывали их в производство, тормозила процесс перехода помещичьих земель к состоятельным крестьянам, эффективнее использовавшим сельскохозяйственные угодья; – законодательство Александра III консервировало крестьянскую общину (запрещались семейные разделы и ограничивался досрочный выкуп наделов), что тормозило развитие деревни.

Могут быть приведены другие аргументы

 

 

 

 

 

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

E-mail

Яндекс.Метрика
Powered by Warp Theme Framework