Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

ЕГЭ-2021. История. Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом (№20-24).

Уникальная программа снижения веса от Фаберлик.
Новинки косметики фаберлик на faberllena.ru

ЕГЭ-2021. История.

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом (№20-24).

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы.

Задание № 20.

Укажите название периода истории СССР, о событиях которого идёт речь в данном отрывке. Укажите руководителя СССР в этот период. Укажите исторического деятеля, о смерти которого идёт речь в отрывке.

 

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) период – «перестройка»;

 2) руководитель СССР – М.С. Горбачёв;

3) исторический деятель – А.Д. Сахаров.

 Каждый элемент может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной

 

Правильно указаны название периода, руководитель СССР, исторический деятель.

2

Правильно указаны любые два элемента.

1

Правильно указан один любой элемент.

ИЛИ

 Ответ неправильный.

0

Задание № 21.

Какие факты, свидетельствующие о наступлении социально-экономического и политического кризиса в стране, называет автор? Укажите любые три факта. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

 

Правильный ответ может содержать следующие факты: 1) Правительство утратило активную позицию в реформировании и оздоровлении экономики (программа экономической реформы 1987 г. провалилась);

2) Правительство потеряло контроль над ростом денежной массы и инфляцией;

3) доклад Правительства на Съезде подвергся критике не только со стороны оппозиции;

4) в прессе поднимался вопрос об отставке Правительства;

5) росло забастовочное движение;

6) наблюдалась дезорганизация рынка, товарного и денежного обращения;

7) нарастал дефицит товаров первой необходимости.

Ответ может быть представлен как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.

 

Поскольку в задании требуется найти в тексте данную в явном виде конкретную информацию, не засчитывается при оценивании переписанный целиком объёмный отрывок текста, включающий наряду с верным элементом избыточную информацию.

 

Правильно указаны три факта.

2

Правильно указаны два факта.

1

Правильно указано один факт.

ИЛИ

Ответ неправильный.

 

Задание № 22.

Укажите название партийного органа, созванного впервые после 1941 г., в решениях которого незадолго до описываемых событий были заложены основы преобразований политической системы страны. Какие политические решения были приняты следующим после названного в отрывке Съездом народных депутатов? Укажите любые два решения.

 

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) партийный орган – XIX партконференция (партконференция);

2) решения, например:

− введение поста Президента СССР;

− избрание Президентом СССР М.С. Горбачёва;

− избрание Председателем Верховного Совета СССР А.И. Лукьянова;

− внесение поправок в Конституцию СССР, отменивших однопартийную систему в стране.

Могут быть указаны другие решения

2

Правильно указаны партийный орган и два решения.

2

Правильно указаны партийный орган и одно решение. ИЛИ

 Правильно указаны два решения

1

Правильно указан только партийный орган.

ИЛИ

 Правильно указано только одно решение.

 ИЛИ

 Ответ неправильный

 

Задание № 23.

Процесс политической раздробленности русских земель в XII–XIII вв. сопровождался упадком роли и значения земель Среднего Поднепровья – исторического ядра Древнерусского государства – в политической и экономической жизни Руси. Назовите любые три причины этого упадка.

 

Могут быть названы следующие причины:

 1) борьба между князьями за великое киевское княжение разоряла эти земли;

 2) из-за угрозы со стороны кочевников и ослабления Византии пришла в упадок торговля по пути «из варяг в греки»;

3) в условиях раздробленности разрушалась система оборонительных линий, созданных князем Владимиром Святославичем для защиты этих земель;

4) в междоусобной борьбе князья привлекали на свою сторону кочевников, отчего в первую очередь страдали южные земли;

5) из-за угрозы набегов кочевников происходил отток населения из Среднего Поднепровья.

Могут быть названы другие причины

3

Правильно приведены три причины.

3

Правильно приведены две причины.

2

Правильно приведена одна причина.

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

 ИЛИ

Ответ неправильный.

0

Задание № 24.

По историческим вопросам высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из противоречивых точек зрения.

«Внутренняя политика Александра III способствовала прогрессивному развитию социальной и экономической сфер общественной жизни».

 Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

 2) …

 

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) в подтверждение, например:

 – при Александре III в деревне постепенно изживались остатки крепостничества (снижение выкупных платежей, ликвидация временнообязанного состояния крестьян);

 – при Александре III постепенно менялась устаревшая система налогообложения (отмена подушной подати);

– в 1882 г. правительство учредило Крестьянский поземельный банк, который выдавал ссуды на покупку земли крестьянам, что способствовало распространению частной поземельной собственности среди крестьян;

– в период правления Александра III начало формироваться рабочее законодательство (законы об ограничении труда подростков и женщин на производстве, о правилах найма и увольнения рабочих); – протекционистская политика правительства Александра III способствовала бурному развитию промышленности (завершился промышленный переворот, в два раза выросло количество паровых двигателей, увеличилась добыча угля и нефти, в ряде регионов страны выросли крупные промышленные центры (Баку, Юзовка, Ижевск, Орехово-Зуево) и др.);

– в период правления Александра III отмечен интенсивный рост протяжённости железных дорог, начато строительство Транссибирской магистрали;

2) в опровержение, например:

 – законодательство Александра III в отношении земств резко снизило долю не дворян в их составе, сузив таким образом социальную базу земств;

 – по новому «Городовому положению» был значительно повышен имущественный ценз для участия в выборах в городские думы; таким образом, от участия в городском самоуправлении были отстранены не только трудящиеся массы города, но и мелкая буржуазия, что вступало в противоречие с быстрым процессом урбанизации, проходившим в тот период;

 – изменения в системе образования (подчинение сельских школ Синоду, циркуляр «о кухаркиных детях») резко сузили возможности для получения образования выходцам из низших сословий и препятствовали удовлетворению нужд быстрорастущей российской экономики в образованных специалистах;

– при Александре III был учреждён Дворянский земельный банк, который выдавал ссуды помещикам под залог их земель на льготных условиях; поддержка дворян, которые, как правило, «проедали» выданные банком деньги, а не вкладывали их в производство, тормозила процесс перехода помещичьих земель к состоятельным крестьянам, эффективнее использовавшим сельскохозяйственные угодья;

– законодательство Александра III консервировало крестьянскую общину (запрещались семейные разделы и ограничивался досрочный выкуп наделов), что тормозило развитие деревни. Могут быть приведены другие аргументы

4

Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки.

4

Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки.

ИЛИ

Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки .

3

Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки.

2

Приведены только два аргумента в подтверждение оценки.

ИЛИ

Приведены только два аргумента в опровержение оценки.

1

Приведён только один любой аргумент.

ИЛИ

 Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами.

ИЛИ

 Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

 ИЛИ

 Ответ неправильный.

0

 

 

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

E-mail

Яндекс.Метрика
Powered by Warp Theme Framework