Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

Правление Ивана IV Васильевича (1547 — 1584). Развитие культуры. Литература.

Уникальная программа снижения веса от Фаберлик.
Новинки косметики фаберлик на faberllena.ru

 

Особенности литературы и просвещения периода правления Ивана Грозного.

Постепенно начал меняться характер культуры – она становилась более светской.

Господствующим литературным направлением была публицистика, в которой церковные и светские авторы затрагивали важнейшие проблемы жизни государства и общества.

Основная идея произведений – возвеличивание власти царя.

Дальнейшее развитие просвещения, произведения русской письменности собирались в монастырских библиотеках, распространялись среди читающего населения.

Увеличилась потребность государства в грамотных людях, что нашло отражение в решении Стоглавого собора 1551 года о создании в городах “книжных училищ”.

Начало книгопечатания.

Изменение содержания произведений устного народного творчества, отражение в них событий современности, появление новых жанров.

 

Литература.

Господствующим литературным направлением становится публицистика. Важнейшие проблемы жизни государства и общества затрагивают в своих произведениях церковные и светские авторы.

 

Иван Грозный. Картина художника Игоря Панова.

Публицистика Ивана Грозного.

До нашего времени дошли письменные труды Ивана IV богословского, политического содержания.

О чём писал царь?

  • О взглядах на власть, о божественном происхождении царской власти, о гибельных следствиях разновластия и безначалия.
  • выступал против боярства и его притязаний.

Царь использовал цитаты из религиозной литературы, материал из греческой, римской, византийской истории и литературе – всё это свидетельствует о всесторонней развитости Ивана Грозного, о его начитанности.

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским (1564-1579).

Иван Грозный и Андрей Курбский расходились в оценке проблем и путей развития государства. Иван Грозный высказывался за неограниченную власть царя (самодержавия), а Андрей Курбский — за повышение роли знати в управлении государством («ограниченной монархии.

Андрей Курбский обвинял Ивана Грозного в уничтожении многих без вины государственных деятелей и профессиональных воевод.

Иван Грозный утверждал, что «самодержавство» имеет божественное происхождение. Иван Грозный, ссылаясь на Послание апостола Иуды, обосновывает право царя жёстко наказывать («страхом спасать») изменников и преступников, поскольку от их «лукавая умышления» страна может ввергнуться в «междоусобицы». Говоря о царской власти, он писал, что её задача «действовать страхом, запрещением и обузданием».

 

Произведения периода правления Ивана Грозного.

 

Митрополитом Макарием и его сотрудниками к 1554 году были созданы “Великие Четьи Минеи” – 12-ти томное собрание всех книг, “чтомых” на Руси: житий и поучений, византийских законов и памятников церковного права, повестей и сказаний.

 

“Книга Степенная царского родословия.”

1561-1563 «Книга Степенная царского родословия» (Степенная книга"), составлена  протопопом Благовещенского обора Московского Кремля Андреем ( впоследствии -митрополит Афанасий). В книге  повествование располагается по “степеням”. Каждой степени (а их всего 17) соответствует правление князя (от Владимира до Ивана IV) и митрополита. Подчеркивалась идея единства царской и церковной власти.

 

Составление новых летописей.

Работа по составлению летописей в ХVI веке была продолжена.

Были созданы Воскресенская и Никоновская летописи (под руководством А.Ф. Адашева).

“Никоновский свод” вобрал в себя огромный летописный материал от начала Руси до конца 50-х годов XVI века. Основная идея – возвеличивание власти царя.

В середине ХVI века на основе “Никоновского свода” было начато составление иллюстрированной всемирной истории – “Лицевого летописного свода”. Завершенный в 70-х годах, он представлял собой 12 украшенных великолепными миниатюрами  томов (сохранилось 16000 миниатюр). Последний том свода был посвящен царствованию Ивана IV и получил название “Царственной книги”.

 

Значительным историческим произведением официального характера стала “История о Казанском царстве” (1564-1566 г.), которая доказывала историческую справедливость завоевания Казанского ханства.

 

“Домострой” (домоводство).

Это сборник советов на разные житейские темы, составленный священником Сильвестром.

 

Устное народное творчество.

Ведущей темой была борьба народа с иноземными захватчиками.

 На более современный лад переделывались былины, в которых богатыри вели борьбу набегами татар.

Наряду с жанрами прежних эпох (былин, сказок, пословиц, обрядных песен и так далее) расцветает жанр исторических песен и преданий, которые посвящались выдающимся событиям того времени – взятию Казани, войнам на западе, завоеванию Сибири, о борьбе Ивана Грозного с боярами, либо крупным историческим личностям – Ивану Грозному, Ермаку Тимофеевичу.

 

Дальнейшее развитие грамотности.

Потребность государства в грамотных людях, нашла отражение в решении Стоглавого собора 1551 года о создании в городах “книжных училищ”. Обучение проходило в училищах при монастырях, церквях. Учителями были духовные лица.

Помимо духовных лиц учредителями выступали и светские “мастера грамоты”, открывавшие своеобразные частные 2-х годичные школы.

В ряде школ, кроме обучений непосредственно грамоте и чтению, изучали грамматику и арифметику. В связи с этим появляются первые учебники по грамматике (“Беседы об учении грамоте”) и арифметике (“Циферная счетная мудрость”).

В ХVI веке высокообразованные русские люди уже не редкость не только в духовной, но и в светской среде.

 

 

Начало книгопечатания.

1553- начало книгопечатания в России. Иван Фёдоров печатает в Москве первые книги – «Евангелие» и «Триодь постную».

1564- выход в свет первой русской датированной печатной книги «Апостол» из типографии И. Фёдорова в Москве.

1565 – выход в свет новой печатной книги И. Фёдорова – «Часовник».

1569- издание Фёдоровым Евангелия в г. Заблудове.

1570- издание Фёдоровым в г. Заблудове Псалтыри с Часословцем.

1574- - издание Фёдоровым первой русской азбуки.

1580-1481 -- издание Фёдоровым Библии в Остроге

 

Памятник Ивану Фёдорову в Москве. Скульптор – Сергей Волнухин. 1909 г.

 

Исторические личности.

Иван Фёдоров (ок. 1520-1583) – русский первопечатник, основатель книгопечатания в России и на Украине. С 1563 г.- руководитель первой московской государственной типографии. Издатель первой точно датированной книги «Апостол».

 

 

Филофей ( ок. 1465 -1524 г.)– русский писатель и публицист первой половины 16 в. , автор идеи «Москва- Третий Рим». Монах псковского Елизарова монастыря, автор посланий к великому князю Василию III и царю Ивану IV.

 

 

 

Иван Семёнович Пересветов (сер.-втор. пол. XVI века; годы жизни неизвестны).

Русский светский писатель, политик, публицист, один из самых ярких представителей русской общественно-политической мысли середины XVI века. Идеолог дворянства; известен сочинениями против старой наследственной аристократии, то есть бояр. Он в своих сочинениях выступал обличителем боярства, за удовлетворение основных требований «воиников», то есть дворян. Призывал к усилению царской власти - к царской «грозе». Утверждал, что «правда» выше «веры». Высказывался против существования холопства и кабальной зависимости. Придавал огромное значение книгам и философской «мудрости», которыми должен руководствоваться монарх при проведении преобразований.

Произведения: «Сказание о Магмет-салтане», в котором автор рисует образ идеального, мудрого правителя, Челобитные царю, «Сказание о царе Константине» и др.

Цитаты И.С. Пересветова:

  • «Государство без грозы, что конь без узды».
  • «Коли правды нет, тогда и всего нет».
  • «В каком царстве люди порабощены, в том царстве люди не храбры и к бою несмелы против недруга».

 

 

Курбский Андрей Михайлович (1528-1583).

Член Избранной рады. Однако впал в немилость, как и почти все члены Избранной рады, в 1564 году покинул страну и уехал в Литву.

В течение 1564-1579 гг. вёл переписку с Иваном Грозным.

 

 

 

 

Названия произведений.

«Апостол»- богослужебная книга греко-российской церкви, содержит «Деяния» и «Послания» апостолов и предназначена для чтения во время богослужения.

 

«Великие Четьи Минеи» - 12 томов (более 27 тысяч страниц). От старославянских слов- «читать ежемесячно». Содержит сочинения, предназначенные для «душеполезного» чтения, их состав был подобран и утверждён церковью и должен был регламентировать годовой «круг чтения» на каждый день. Составлен под руководством митрополита Макария.

«Домострой» («домоводство») - книга, созданная в 16 веке. Содержит руководство по самому широкому кругу вопросов, которые возникают перед каждым, кто намерен «дом и себя устраивать во всём». Состоит их трёх частей, или «строений».

Первая часть посвящена нравственным основам семейной жизни, остальные – разнообразным хозяйственным и житейским вопросам.

Главная мысль книги – ничто не даётся человеку даром, а только в результате тяжёлого труда. Автором считают Сильвестра – духовника Ивана IV.

 

«Книга степенная царского родословия» (или «Степенная книга»).

Содержит систематическое изложение русской истории в виде жизнеописания великих князей и митрополитов- от Владимира I до Ивана Грозного. В книге прославляются представители правящей династии, обосновывается божественное происхождение самодержавной власти, преемственность и непрерывность власти киевских и московских князей, деяния митрополитов.

Часослов – православная богослужебная книга, предназначенная для чтецов и певцов. Включает в себя молитвы ежедневных служб: заутрени, полунощницы, вечерни и др., а также «молитвы к службам круга дневного».

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

 

 

 

 

 

 

 

 

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

E-mail

Яндекс.Метрика
Powered by Warp Theme Framework