Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

Правление Ивана IV Васильевича. Развитие культуры. Живопись.

Уникальная программа снижения веса от Фаберлик.
Новинки косметики фаберлик на faberllena.ru

 

 

Строительство храма Покрова на Рву на Красной площади.

Миниатюра из Летописного свода.

 

Живопись.

Особенности.

  • Дальнейшее развитие фресковой живописи в храмах.
  • Постепенное появление светских мотивов в церковной живописи.
  • Элементы реализма, проникавшие в живопись, находились в противоречии со старыми канонами и вызывали протесты. Так дьяк Висковатый критиковал, что в росписи Золотой палаты рядом со Спасом «написана жёнка, спустя рукава, кабы пляшет». Этот вопрос обсуждался на соборе 1554 г., который всё же признал допустимым в живописи не только каноническое, но и «бытийное» письмо, т. е. исторические сюжеты, а также притчи, допускавшие художественный вымысел.
  • Дальнейшее написание миниатюр, которые отвечали потребностям демократических слоёв русского общества. Начиная с XVI в., помимо религиозных тем при написании миниатюр, получили распространение исторические и бытовые сюжеты.

 

Таким образом, живопись в период правления Ивана Грозного получила своё дальнейшее развитие. Появлялись новые мотивы, элементы, что найдёт отражение в последующий период.

Однако всё ещё были сильны каноны в написании икон, в оформлении храмов, что нашло отражение в решениях Стоглавого собора в 1551 году.

 

Произведения живописи периода правления Ивана IV.

Роспись шатра Покровской церкви (XVI век)

Фрески Покровской церкви Александровой слободы с торжественными и стройными фигурами князей Владимира, Бориса и Глеба.

 

1547-1552- роспись Золотой палаты Кремлёвского дворца. Фрески созданы на основных сюжетах «Сказания о князьях Владимирских» должны были символически выразить величие царской власти и христианской церкви.

Роспись Золотой палаты — не сохранившаяся до наших дней — едва ли не единственный памятник светского монументального искусства Древней Руси, дошедший до нас в тщательном описании 1672 года «государева» живописца Симона Ушакова.

 

Роспись галерея Благовещенского собора Московского Кремля (1547-1551).

“Вознесение”. Благовещенский собор Московского Кремля. Восточный свод западной галереи. 1547-1551.

"Гомер". Фреска на южном своде северной галереи 1547-1551.

"Троица". Фреска на восточной стене западной галереи. 1547-1551.

 

 

Икона "Церковь воинствующая".

По канону Стоглавого собора писать иконы надо было, «как греческие иконописцы писали и как писал Андрей Рублёв». Тем же, кто собирался создавать иконы «самосмышлением», грозило отлучение от церкви. Тем не менее появились иконописные произведения, связанные с историческими сюжетами. Это были даже не иконы в привычном понимании этого слова, а иконы-картины — например, «Церковь воинствующая», написанная по приказу Ивана Грозного в честь взятия русскими войсками Казани. Это произведение посвящено торжественному возвращению в столицу русских воинов, в чьих рядах был изображён Иван Грозный, которому помогают святые, ангелы и Богоматерь.

Икона была исполнена для Успенского собора Московского Кремля. Эта икона, близкая по живописной манере к историческим батальным картинам. По замыслу художника, икона должна была изобразить триумф Ивана Грозного, а в его лице всего православного самодержавия над неверными. Хотя икона имела церковное содержание, в характеристике изображаемых лиц звучат и светские мотивы.

 

 «Четырёхчастная» икона создана в середине XVI в.( в 1547 г.) В манере её написания видны светские. Так, помимо лиц, причисленных к лику «святых», изображались цари, князья, рядовые священнослужители и даже представители простого народа, т. е. люди, которые «живы суще».

 

Миниатюра.

 

Преподобный Сергий Радонежский благословляет.

Житие Сергия Радонежского.

 

Миниатюры жития Сергия Радонежского, где изображены работы по постройке зданий, земледельческие занятия крестьян, хозяйственная деятельность монастыря, школьные занятия и т. п.

 

Миниатюры «Лицевого летописного свода» ( 1568-1576 гг.)

Миниатюра из «Жития Александра Невского».

«Ледовое побоище».

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

E-mail

Яндекс.Метрика
Powered by Warp Theme Framework