Видеоуроки с Мельниковой Верой Александровной

Смотреть все ВИДЕОУРОКИ

Автор : btamedia

Задание 6

Образование форм имён существительных

 

 

Задание № 6 связано с нахождением  неверного  образования форм слова, а иногда и слова вообще. Сложность данного задания заключается в том, что здесь очень много конкретных примеров, которые необходимо запомнить. Поэтому данное задние необходимо выполнять систематически, вспоминая правила, иначе сложно будет найти ошибку.

Предлагаю материал, который вам поможет справиться с данным заданием.

  1. Образование форм имён существительных.

  • Множественное число существительных

 

Именно формы множественного числа существительных часто вызывают  затруднения в написании и постановке ударения. Предлагаю таблицу образования множественного числа некоторых существительных.

Данную таблицу можно использовать и при подготовке к заданию № 4.

-а, -я

-ы, -и

борт-бОрты

бухгАлтер-бухгАлтеры

порт-пОрты

возраст-вОзрасты

торт-тОрты

грифель- грИфели

вексель- векселЯ

грунт- грУнты

вензель- вензелЯ

диспетчер-диспЕтчеры

директор-директорА

договОр-договОры

инспектор- инспекторА

драйвер- драйверы

катер- катерА

инженЕр- инженЕры

китель-кителЯ

констрУктор- констрУкторы

кузов-кузовА

лектор-лЕкторы

купол-куполА

лифт-лИфты

округ-округА

плЕйер-плЕйеры

ордер-ордерА

пиговОр- приговОры

паспорт-паспортА

прИнтер- прИнтеры

погреб-погребА

прожЕктор-прожЕкторы

профессор-профессорА

редАктор-редАкторы

сторож-сторожА

рЕктор-рЕкторы

тенор-тенорА

свИтер-свИтеры

флюгер-флюгерА

сЕктор- сЕкторы

фельдшер-фельдшерА

склад-склАды

хутор-хуторА

слЕсарь-слЕсари

штАбель- штабелЯ

снАйпер- снАйперы

штЕмпель- штемпелЯ

трЕнер-трЕнеры

шУлер-шулерА

флот- флОты

 

фронт- фронтЫ

 

шофёр-шофЁры

 

штаб-штабЫ

 

штурман- штУрманы

 

  • Родительный падеж множественного числа в названиях национальностей

казАхи-казахов

армяне-армЯн

калмЫки-калмЫков

башкИры-башкИр

киргИзы-киргИзов

болгАры-болгАр

монгОлы-монгОлов

бурЯты-бурЯт

таджИки- таджИков

грузИны-грузИн

тунгУсы-тунгУсов

лезгИны-лезгИн

узбЕки- узбЕков

осетИны-осетИн

хорвАты-хорвАтв

румЫны-румЫн

якУты-якУтов

татары-татАр

 

тУрки- тУрок

 

туркмЕны-туркмЕн

 

цыгАне-цыгАн

 

 

  • Родительный падеж множественного числа существительных

Нулевое окончание

Нулевое окончание

Нулевое окончание

Окончание –ев (-ов)

Окончание   -ей

НЕТ партизан

колен

барышень

платьев

ружей

солдат

плеч

боярышень

устьев

свечей

гусар

чисел

деревень

подмастерьев

кеглей

драгун

кресел

одеялец

носков

саклей

кирасир

брёвен

яблок

метров

распрей

валенок

полотенец

блюдец

граммов

пашей

сапог

волокон

вафель

килограммов

юношей

чулок

рёбер

туфель

гектаров

будней

ботинок

ядер

кровель

рельсов

яслей

погон

розог

оглобель

апельсинов

дрожжей

эполет

кухонь

свадеб

мандаринов

дровней

ампер

кочерёг

усадеб

помидоров

людей

ватт

ставен

нянь

томатов

отрубей

вольт

басен

дел

баклажанов

саней

ом

песен

брызг

лимонов

 

аршин

сплетен

брюк

болотцев

 

микрон

домен

бус

копытцев

 

герц

черешен

каникул

кружевцев

 

рентген

носилок

макарон

оконцев

 

денег

потёмок

салазок

заморозков

 

сумерек

 

 

брелоков

 

Запомните: игра не стоит свеч.

Запомните: снадобий, захолустий, раздумий.

  • Род несклоняемых существительных

В основном несклоняемые неодушевлённые существительные относятся к среднему роду: метро, какао, меню, такси, эскимо. Иногда -  к мужскому: кофе, пенальти, торнадо.

Одушевлённые- в основном к мужскому: атташе, денди, пони, кенгуру. Исключение: цеце-ж.р.

 Как определить род?

А) по полу лица или животного: богатый-богатая рантье, старый-старая кенгуру.

Б)по родовому ( общему ) понятию: широкая авеню( улица), вкусная кольраби (капуста), солнечный Тбилиси ( город).

В)по главному слову в сокращённом слове: ГАИ- городская автомобильная инспекция, ВДНХ- выставка достижений народного хозяйства.

  • Творительный падеж некоторых существительных имеет две формы: дверями-дверьми, дочерями-дочерьми, лошадями-лошадьми. Предпочтительнее - вторая форма. Первая – книжная. НО: переговоры за закрытыми дверями.

 

Запомните трудные случаи образования форм имён сущестиивтельных

  • Разговор с Пушкиным - под городом Пушкином.

Встретился с  Ростовым - живу под Ростовом.

В иноязычных фамилиях окончание в творительном падеже—ОМ: с Дарвином, с Чаплином.

  • Род сложных составных существительных определяется по роду слов, обозначающих более широкое понятие, в котором заключено основное содержание: кресло-кровать стояло в углу, кафе-столовая отремонтирована.

  • Относятся к женскому роду: бакенбарда, плацкарта, расценка.

  • Многие существительные, обозначающие профессии, не имеют формы женского рода: педагог, конструктор, адвокат, депутат, директор, полковник, доцент, физик и другие.

Сравните: педагог вошёл, педагог вошла, молодой инженер чертил, молодая инженер чертила.

  • Запомните: стогА, тополЯ,сторожА, стогА,отпускА,округА.

  • Различайте слова по лексическому значению:

Листья( на деревьях)- листы ( железа)

Лоскутья(кусочки разорванной ткани)- лоскуты( остатки ткани)

мехА(шкуры)- мЕхи( кузнечные)

образА(иконы)- образы(литературные)

пропуска(документы)- пропуски (уроков)

тормозА( устройство)- тОрмозы( препятствия)

сыновья( дети)- сыны( отчества)

учителЯ(преподаватели)- учИтели( идейные руководители)

  • У существительных, имеющих только форму множественного числа в родительном падеже следующие нормы образования форм: будней, заморозков, клипсов, нападок, панталон¸ потёмок, сумерек, яслей.

Мельникова Вера  Александровна

 

 

 

 

 

E-mail

You have no rights to post comments

Яндекс.Метрика
Powered by Warp Theme Framework