Автор : btamedia

ЕГЭ. Русский язык. Задание 15. Как легко выполнить?

 

Задание 15. Как легко выполнить?

Задание № 15 имеет целью проверить знания и умения учащихся по следующим темам

  • однородные члены предложения и знаки препинания при них

  • неоднородные определения

  • сложносочинённые предложения и знаки препинания в них.

Предлагаю наиболее простой способ выполнения данного задания

  1. Определите, какое это предложение: простое или сложное. В простом - одна грамматическая основа, речь идёт о чём- то об одном. В сложном - две и более основ.

 

 

  1. Если среди предложений есть сложносочинённое, в котором две основы и предложения соединены союзом И, то чаще всего запятая ставится.

  2. Однако и со сложносочинёнными бывают трудности: необходимо обязательно посмотреть в самое начало предложения, убедиться, что там нет общего второстепенного члена. Если же он есть, то запятая даже в сложном не ставится.

Например: Осенью дни стали короче и заметно похолодало.

  1. Если предложение простое, то есть в нём всего одна основа, необходимо посмотреть, какие союзы ставятся между ними.

Если  союзы  НО,  ОДНАКО, ЗАТО - смело ставьте запятые.

Если же союзы И, ИЛИ, ЛИБО, то они обязательно должны повторяться, только тогда ставьте запятые. Если одиночные союзы, то нет запятых.

Всегда ставится запятая перед второй частью двойных союзов: как….,так и ;

 не только…., но и;

не столько…., сколько.

Конечно, всегда ставятся запятые, если нет союзов между однородными членами.

 

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ

  • Не путайте однородные определения ( они обозначают однородное качество, между ними можно поставить союз И) и неоднородные (разное качество, чаще всего одно- качественное прилагательное, второе- относительное, то есть признак нельзя сравнить).Между такими неоднородными определениями запятая не ставится.

Сравните:

Настроение радостное, весёлое – однородные определения

Большой каменный дом – каменный - относительное.

  • Никогда не ставьте запятые только по наличию нескольких союзов И, ведь они могут соединять совершенно разные однородные члены.

Например:

Учитель объяснял и одновременно демонстрировал на примерах материал об особенностях главных и второстепенных членов предложения.( Как видим , здесь два союза И, но первый соединяет два сказуемых- объяснял и демонстрировал, а второй соединяет два определения– о главных и второстепенных.  В  предложении нет запятых.

  • Наконец, бывает так, что в предложении есть группы однородных членов. Запятая ставится между этими группами.

Например:

Взрослые и дети, местные жители и гости – все были рады встрече с известными артистами.

 

Пример задания № 15 с комментариями

 

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых

нужно поставить ОДНУ запятую.

Примечание: имейте в виду, что в задании 15 два ответа!

1) Он шёл впереди гостей и отворял все двери.( Это простое предложение. Два однородных сказуемых шёл , отворял, союз И один, поэтому нет запятой).

2)Он хотел работать у меня, и я взял его к себе своим заместителем.( Это сложное предложение, в нём  две основы: он хотел работать, я взял. В самом начале нет общего второстепенного  члена .Ставим запятую.)

 3)И холод, и голод, и страх - всё пришлось пережить путешественникам.(Здесь несколько однородных членов, нет союзов. Ставим две запятые)

4)Он не стал оправдываться и лишь тихо и горько заплакал.( Разные ряды однородных членов: не стал оправдываться и заплакал – это сказуемые, тихо и горько – это обстоятельство. Нет запятых.

 5) Женщина купила билет, села у окна и стала смотреть на мелькавшие лица прохожих.( Простое предложение, между двумя однородными членами ставим запятую)

Таким образом, ответ: 25

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

E-mail

Яндекс.Метрика
Powered by Warp Theme Framework