Видеоуроки с Мельниковой Верой Александровной

Смотреть все ВИДЕОУРОКИ

Автор : btamedia

Задание 24. Изобразительно-выразительные средства языка

Теоретический материал, необходимый для выполнения задания № 24.

Типы изобразительно-выразительных средств языка

  • Тропы.

Тропы - это слова, употреблённые в переносном смысле. Их использование играет важную роль  как в произведении, так и в речи вообще, потому что помогает ярко, образно, выразительно передать мысли и чувства, воссоздать необходимую картину.

 

Виды тропов

Тропы

Определения

Примеры

Аллегория

Иносказание, при помощи которого передаётся суть, признаки конкретного образа.

Фемида( женщина с весами) – правосудие.

Все животные в баснях , сказках- это изображение людей с подобными характерами.

Гипербола

Преувеличение чего  -либо- свойств, признаков и прочего.

В сто сорок солнц закат пылал.

Гротеск

Сатирическое преувеличение, цель которого -  высмеять пороки общества. Гротеск часто приобретает формы фантастического характера.

Герои « Истории одного города» Салтыкова -Щедриина: градоначальник с фаршированной головой, с органчиком вместо головы.

Ирония

От греческого «притворство». Это троп, при котором скрывают истинный смысл, это лёгкая насмешка.

Откуда, умная, бредёшь ты голова (обращение к Ослу в басне).

Литота

Преуменьшение чего- либо, в противоположность гиперболе.

Талии не тоньше бутылочной шейки ( Гоголь)

Метафора

Это перенос значения слова по внешнему признаку. Метафора - скрытое сравнение. В ней есть то,  с чем сравнивают, но нет предмета сравнения.

Метафора бывает развёрнутая, когда создаётся целая картина сравниваемого предмета или явления.

Запомните:

  • В переносном смысле может использоваться существительное

  • В переносном смысле - глагол

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дворянское гнездо

 

Река играет.

Метонимия

Это перенос свойств предметов по их внутреннему сходству ( в этом отличие от метафоры, при которой сходство- внешнее).

Существую разные случаи переноса по внутреннему признаку, связи между предметами:

1.между предметом и материалом

 

2.между содержимом и содержащим.

 

3.между действием и орудием действия.

4.между автором и его произведением.

 

5.Между местом и людьми, там находящимися.

 

 

 

 

 

 

 

1.Не то на серебре- на золоте едал ( Грибоедов).

 

2. Скушай ложечку. Выпей чашечку.

3.Перо его дышит местью.

4. Читаю Толстого, слушаю Чайковского.

5. На субботник вышла вся школа.

Олицетворение

Это способ выразительности, при котором неживые предметы наделяют свойствами живых - способностью мыслить, чувствовать, переживать. Этим олицетворение отличается от метафоры, в которой идёт просто сравнение.

О чём ты воешь , ветер? О чём так сетуешь безумно?

( Тютчев).

Оксюморон

Это соединение несоединимого.

Горькая радость, горячий снег, мёртвые души.

Перифраз(перифраза).

От греческого- описание. Это употребление описания предмета, явления, человека, вместо его названия.

Автор « Войны и мира»

 (Толстой).

Пишущий эти строки (я).

Туманный Альбион ( Англия.)

Царь зверей (лев).

Синекдоха

1.Это перенос значения по количественному признаку: когда вместо единственного числа употреблено множественное и наоборот, часть вместо целого.

 

 

 

Иными словами, когда о целом говорят через его часть. Так о человеке можно сказать по его одежде, внешности, особенности.

1.Швед, русский колет , режет( на поле было много русских, шведов).

Защита требует  оправдания

(вместо защитник).

Пуще всего береги копейку

( Гоголь)

 

Эй, борода! (о человеке с бородой)

Синие и белые воротнички

 ( о людях физического и умственного труда).

И  вы, мундиры голубые. (Лермонтов о жандармах).

Сравнение

Не путайте сравнение с метафорой. В сравнении есть и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Часто используются союзы: как, словно, будто.

Молвит слово  -  соловей поёт.

Эпитет

Образное определении. По- другому, это определение, обозначающее  качество, предмета, которое в жизни нельзя увидеть .

Помните! Эпитетами не всегда являются прилагательные, могут быть и другие части речи.

Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком.

Кругом трава так весело цвела.

…когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом  

( Тютчев).

  • Звуковые средства изобразительности

Для звуковых средств выразительности характерно использование звуков - гласных и согласных для образного, яркого изображения.

Средства

Определения

Примеры

Аллитерация

Усиление выразительности с помощью повторения согласных звуков.

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой

 ( повторение П и Ш).

Ассонанс

Выразительный приём, при котором используется повторение гласных звуков.

У наших ушки на макушке.

Чуть утро осветило пушки…

( повторение У).

Звукопись

Это приём, при котором повторяются слова или фразы, помогающие создать образ, воспроизвести картину.

Колёса поезда мерно стучали: на восток, на восток, на восток.

Звукоподражание

Использование подражания звукам живой и неживой природы.

Когда гремел мазурки гром

(словно звучит гром).

  • Фигуры речи.

Это приёмы, которые используют прямое, а не переносное значение слов, однако их роль тоже заключается в создании яркого,  эмоционального и более запоминающегося образа. Фигуры служат для передачи настроения, усиления эффекта от фразы, поэтому они очень часто используются  в поэзии.

Фигуры речи.

Определения.

Примеры.

Анафора

Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк.

Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза.

Эпифора

Противоположна анафоре: повторение слов или словосочетаний в конце строк или предложений.

Правда твоя – это наша правда, Родина!

Слава твоя – это наша слава. Родина!

Антитеза

Противопоставление явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов.

Живые и мёртвые.

Кто был никем, тот станет всем.

Градация

Это такой приём, который позволяет предать события, чувства, действия в процессе их развития - по возрастающей или убывающей значимости.

Пришёл, увидел, победил!

Не жалею, не зову, не плачу.

 

Инверсия

Обратный порядок слов. В русском языке прямой порядок:  определение, подлежащее, сказуемое, дополнение .Обстоятельство имеет разное положение в предложении.

Жили – были  дед да баба.

Пришёл я однажды в школу.

Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням.

Оксюморон

Сочетание не сочетаемых  по смыслу слов.

Мёртвые души.

Горькая радость. Звонкая тишина.

Синтаксический параллелизм

Сходное построение предложений в синтаксическом плане.

Молодым везде у нас дорога,

Старика везде у нас почёт.

Эллипсис

Это намеренный пропуск какого- либо слова, которое подразумевается из данного контекста.

Радостно книгу возьмите – и в класс!

Умолчание

Приём, при котором автор намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог подумать, о чём хотел тот сказать.

Я сама не из таких,

Кто чужим подвластен чарам.

Я сама… Но, впрочем, даром

Тайн не выдаю своих.

 

  • Синтаксические средства выразительности

Возможности синтаксиса для создания образа чего- либо просто безграничны. Умелое их использование помогает красиво, точно, верно создать образ, выразить к нему оценку.

 

Средства

Определения

Примеры

Ряды однородных членов

Однородные члены способны ярко воссоздать и картину событий, и внешние и внутренние свойства предмета описания, и всю гамму чувств.

Природа помогает бороться  с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей.

 

Зевгма

Приём нарушения логической связи между однородными членами предложения.

И в книгах рылся он , и в грядках.

Вводные слова.

Вводные слова многообразны по значению. Умелое использование этих значений поможет и выразить оттенки чувств, и систематизировать мысли, и сакцентировать на главном, важном.

Вероятно, там, в родных местах, как в детстве удивительно пахнет цветами, самые большие ромашки из которых можно сплести замечательные букеты.

Вопросно-ответная форма изложения.

Это приём, при котором размышления автора представлены в виде вопросов-ответов.

Для чего нужно приучать детей с детства читать правильные книги,- спросите вы? А я отвечу: чтобы стать человеком, настоящим, достойным права так называться.

Риторические обращения

Риторические обращения часто используются в публицистической речи с целью привлечения внимания к проблеме,призыва к действию.

Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным!

Риторические вопросы.

Это вопросы, не требующие ответа. На них автор либо сам отвечает, либо хочет, чтобы над вопросом подумали читатели. Они создают иллюзию беседы. Обращены такие вопросы во всем людям. Часто используются в художественной или публицистической литературе.

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался?

Обособленные члены

Обособленные члены позволяют более ярко, конкретно, подробно, эмоционально описать что-то, рассказать о чём-то . Они способствуют уточнению, усилению общего впечатления от содержания текста.

В родных местах всё так же шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своим и вещими шёпотами тем поэтом, каким я стал.

Парцелляция.

Приём, при котором предложение делится на несколько. Сначала идёт предложение с основным смыслом, а за ним - неполные предложения, дополняющие его.

Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал.

Бессоюзие или асиндетон

Приём, при котором союзы опускаются. Это придаёт речи динамичность, помогает воссоздать быструю смену действий героев, картин.

Швед, русский, колет, рубит, режет.

Многосоюзие или полисиндетон

Намеренное увеличение союзов в предложении. Это позволяет замедлить речь выделить какие-то слова,  усилить выразительность созданного образа.

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал.

Восклицательные предложения.

Они позволяют автору выразить своё отношение к описываемому. Восклицательные предложения могут выражать побуждение к действию, становясь таким образом риторическими восклицаниями.

Милосердие - удивительное свойств души человека!

 

Надо воспитывать милосердие в детства!

Риторические восклицания.

Использование восклицательных предложений, чтобы не только выразить свои чувства, но и предать их читателям, вызвать в ответ такие же.

Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство!

Цитирование

Использование цитаты из произведения или высказывание известного человека для подтверждения  своих мыслей.

Горький писал: « Человек - это звучит гордо!».

  • Изобразительные возможности морфологии.

Морфологические способы усиления выразительности, создания образа тоже часто используются как в произведениях, так и в обыденной речи.

Экспрессивное использование определённых признаков существительного.

1.Использование форм падежа

2. Использование числа

 

 

1. Что-то воздуху мне мало.

2. О, сколько здесь Обломовых!

Время глагола

Можно использовать прямое и переносное значение времени  глагола.

Прихожу я вчера в школу и вижу, что занятия отменены из-за морозов. Ну и обрадовался же я!

Разные части речи.

В экспрессивных целях, то есть для передачи чувств, эмоций, могут использоваться разные формы частей речи.

Преудивительнейший случай произошёл со мной вчера.

 

Как же это неприятно!

Междометия, звукоподражательные слова.

Междометия и звукоподражательные слова помогают предать эмоции, взволнованность героев или автора.

«Ах!» - и легче тени Татьяна прыг в другие сени.

 

  • Существуют лексические средства выразительности. Про них можно найти материал на данном сайте в разделе: « Теория. Задание № 22».

Некоторые  добавления к сказанному  в той статье.

Средства

Определения

Примеры

Окказионализмы

Это авторские новообразования, созданные по законам языка, помогающие ярче предать что-то.

Неуютная жидкая лунность

Вымолоди меня в своей душе.

Огнекрылая истина.

Экспрессивная книжная лексика.

Это слова, ссвойственные книжной лексике, но их использование помогает эмоционально создать образ.

Возликовать, поработитель, низвергнуть, поприще.

Экспрессивная разговорная лексика.

Эмоционально-окрашенные слова, которые используются преимущественно в разговорной лексике, тоже помогают передать и эмоции, и  отношение автора.

Ребятня, красотка, попугайничать.

Каламбур

Это юмористическое использование многозначности слова или звукового сходства разных по значению слов.

Шёл дождь и два товарища.

Защитник вольности и прав в сем случае совсем не прав.

Плеоназм.

Это оборот речи, в  котором  без необходимости повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значению

Пожилой стрик, молодой юноша, май месяц, увидеть собственными глазами, белый снег, все мы и др.

Лексический повтор.

Намеренное повторение одного и того же слова в тексте.

Простите, простите, простите меня. Ия вас прощаю, и я вас прощаю.

Успехов вам!

Мельникова Вера Александровна.

E-mail

You have no rights to post comments

Яндекс.Метрика
Powered by Warp Theme Framework