ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 17. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
ЕГЭ Русский язык.
Экспресс-подготовка.
Задание № 17.
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
Обособленные члены - это одна из объёмных тем, так как в ней много правил, исключений. Подробно обо всех случаях обособления есть на данном сайте отдельные статьи, их можно найти здесь.
В задании № 17 даются примеры не по всем случаям обособления, поэтому я сейчас остановлюсь на тех, которые чаще всего бывают вам предложены. Однако весь материал вы обязательно повторите в указанных мною статьях.
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
Обособленные члены - это второстепенные члены предложения, которые выделяются (обособляются) запятыми.
В задании № 17 вы можете увидеть предложения с обособленными определениями и обстоятельствами, вот о них и поговорим.
Обособленные определения в данном задании выражены причастными оборотами.
Правило.
Причастный оборот выделяется запятыми, если стоит ПОСЛЕ определяемого слова, то есть слова, от которого он зависит, от которого к нему задаётся вопрос.
Причастный оборот НЕ выделяется запятыми, если стоит ДО определяемого слова.
Сравните.
Девочка (какая?), читающая книгу, привлекла моё внимание.
Моё внимание привлекла читающая книгу девочка.
Обособленные обстоятельства в данном задании чаще всего выражены деепричастными оборотами и (реже) одиночными деепричастиями.
Если деепричастный оборот НЕ фразеологизм, то он всегда обособляется, как и одиночное деепричастие тоже.
Пример.
Читая интересную книгу, она не заметила, как пролетело время.
Напомню, как отличить причастие от деепричастия.
Причастие. |
Деепричастие. |
Отвечает на вопросы: какой? каков? что делающий? что сделавший? |
Отвечает на вопросы: как? что делая? что сделав? |
Имеет суффиксы: -ущ-, -ющ-, -ащ-, ящ-, -вш-, -ш-, енн-, -онн-, -а+нн-, -я+нн-,-т-. |
Имеет суффиксы:- я, -в, -а, -вши. |
Изменяется (похоже на прилагательное, образовано от глагола) |
Не изменяется (похоже на наречие, только образовано от глагола) |
Читающий: какой? что делающий? суффикс -ущ-, изменяется (читающего). |
Читая: что делая? суффикс -я-, не изменяется. |
ЗАПОМНИТЕ:
Если ДВА ОДИНАКОВЫХ оборота соединены союзом И, то запятая МЕЖДУ оборотами НЕ ставится.
Пример.
Он, думая о предстоящей встрече И переживая о её последствиях, просто не находил себе места.
Алгоритм выполнения задания № 17.
- Найдите причастие (по вопросу, суффиксу).
- Определите границы причастного оборота (в него входят все слова, к которым можно задать вопрос от причастия, то есть зависимые слова).
- Найдите определяемое слово, то есть то, от которого к данному обороту задаётся вопрос.
- Посмотрите, где по отношению к определяемому слову находится причастный оборот. Если ПОСЛЕ него, то оборот выделятся запятыми, если ДО него, то нет.
- Найдите деепричастие (по вопросу, суффиксу).
- Определите границы деепричастного оборота (в него входят все слова, к которым можно задать вопрос от деепричастия, то есть зависимые слова).
- Посмотрите, не является ли деепричастный оборот фразеологизмом (например, сломя голову). Если нет, то смело выделяйте запятыми и оборот, о одиночное деепричастие.
- Помните, что если перед вами два одинаковых оборота, то между ними запятая не ставится.
Таков алгоритм выполнения задания № 17.
Напоминаю, что обязательно нужно повторить ВСЕ правила обособления второстепенных членов. Они есть здесь.
Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!
Вера Александровна.