НОВЫЙ видеоурок с Мельниковой Верой Александровной. Добавлено 25.05.2017

Смотреть все ВИДЕОУРОКИ

Автор : btamedia

ОГЭ. Русский язык. Как легко выполнить задание № 12?

ОГЭ. Русский язык.

Как легко выполнить задание № 12?

 

Задание № 12  предполагает знание правил постановки запятой в сложносочинённом и сложноподчинённом предложении.

Давайте посмотрим, как легко выполнить это задание.

1-ый тип задания:

Найти цифры, которые обозначают запятые между частями  сложного предложения, связанными сочинительной связью.

 

 

Запомните

  • Вам необходимо искать запятые между частями ССП- сложносочинённого предложения ( именно в нём связь между предложениям сочинительная, то есть предложения не зависят друг от друга)

  • Всегда помните, какие союзы называются сочинительными. Чаще всего это А, И, НО. Ищите эти союзы в предложениях.

  • Как только нашли, сразу ищите две грамматические основы, то есть речь в предложениях должна идти о разном.

  • Если нашли две основы, то это ССП, номер запятой пред союзом и будет ответом.

  • ТРУДНО!!! Не путайте СПП с однородными членами, ведь эти же союзы отделяют друг от друга однородные члены. Обязательно ищите две грамматические основы.

Разберём пример.

В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми сочинительной  свя­зью.

 

Слов не было слышно, (1)но Корольков понимал смысл конфликта. Конфликт состоял в том, (2)что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, (3)а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример двух матерей, (4) которые не только не сидят за столом, ( 5)но даже уходят из дома.

 

  • Я выделила все сочинительные союзы в данном отрывке.

  • Теперь разберёмся, что они соединяют: простые в ССП или однородные члены.

  • Не было слышно, Корольков понимал. Это две основы, поэтому запятая № 1 подходит.

  • Надежда хотела сидеть, Оксана не хотела и приводила. Тоже две основы. Запятая №3 подходит.

  • Которые не только не сидят, но уходят. Здесь однородные сказуемые. Запятая № 5 не подойдёт.

  • Запятые № 2 и 4 стоят перед подчинительными союзами, это СПП.

Ответ: 13

2-ой тип задания

Найти цифры, которые обозначают запятые между частями  сложного предложения, связанными подчинительными связью.

Запомните

  • Здесь уже нужно искать запятые между частями СПП- сложноподчинённого предложения.

  • Нужно хорошо знать, какие союзы являются подчинительными. Подсказка: это все слова - вопросы ( вопросы косвенных падежей, определения, обстоятельства)

НО есть и не слова- вопросы, их надо помнить: если, хотя, так как, будто, словно, ибо, ежели  и др.

Трудные случаи

  • Подчинительный союз может стоять в самом начале предложения, так как придаточное находится ПЕРЕД главным. Поэтому после запятой нет союза ( он ведь уже стоит в самом начале, а вы ищите такую запятую, чтобы была перед союзом).

Пример

Когда Сеня,(1) пу­та­ясь и на­пря­га­ясь,(2) блуж­дал по ла­би­рин­там зна­ме­ни­тых чет­ве­ро­сти­ший,(3) Ваня стра­дал.

 

Комментарий: союз КОГДА находится в начале предложения, придаточное заканчивается словом  четверостиший», поэтому верный ответ 3.

 

  • Придаточное стоит в середине главного, тогда в ответ будет ДВЕ цифры (начало и конец придаточного)

Пример

На дру­гой день, (1)когда отец вер­нул­ся с ра­бо­ты, (2)он принёс книгу.

 

Комментарий. Выделенное придаточное находится в середине главного. Ответ: 12

  • Вместо подчинительного союза может употребляться частица ЛИ, которая стоит не в самом начале придаточного.

 

Пример

Светлана поинтересовалась,(1) читала ли я эту книгу.

 

Комментарий. В данном предложении вместо подчинительного союза употреблена частица ЛИ. Ответ 1

  • Не путайте! Слова типа кого-то, что-то, когда-то,где-то - это не подчинительные союзы или союзные слова, они не могут связывать придаточное с главным. Поэтому запятая перед ними ставится по другому правилу.

Пример

Разговор зашёл о книге,(1) когда-то давно ею прочитанной.

 

Комментарий. В данном предложении слово  «когда-то»  входит в причастный оборот, это не сложное с придаточным, а простое предложение.

Пример задания 12

В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

 

— Спа­си­бо,(1) — ска­зал На­за­ров,(2) — но я не за этим при­е­хал. У меня болен отец. Мы при­е­ха­ли в Моск­ву,(3) но в Москве я знаю толь­ко Вас,(4) и я хотел спро­сить,(5) можем ли мы оста­но­вить­ся у Вас на не­де­лю?

— Нет,(6) нет,(7) — по­спеш­но ска­за­ла Сер­ге­е­ва. — Это не­удоб­но,(8) по­то­му что у меня со­всем ма­лень­кая квар­ти­ра.

 

 

Комментарий.

Запятая 2- присоединяет придаточное, в котором есть частица ЛИ. Верный ответ.

Запятая 8 присоединяет придаточное с подчинительным союзом потому что. Это верный ответ.

Ответ: 28

 

Таким образом, выполняя задание № 12, будьте внимательными, не перепутайте ССП с однородными членами, помните  о трудных случаях в СПП.

Рекомендую повторить все правила постановки знаков препинания в сложном предложении . Материал есть на данном сайте. Там же можно найти все типы союзов.Это поможет и при выполнении задания 12 и  при написании сочинения и изложения.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

 

E-mail

Яндекс.Метрика
Powered by Warp Theme Framework