Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

Впервые в России. Первое высшее учебное заведение России – Славяно-греко-латинская Академия.

Уникальная программа снижения веса от Фаберлик.
Новинки косметики фаберлик на faberllena.ru

Впервые в России.

Первое высшее учебное заведение России – Славяно-греко-латинская Академия.

 

 

 

 

 

Памятник братьям Лихудам. Москва. 31.  Мая 2007г. Скульптор – В. Клыков.

Памятник установлен около Богоявленского собора, около которого раньше находилось здание Академии

 

Славяно-греко-латинская Академия – это первое в России высшее учебное заведение.

Она была открыта в период правления (регентства) Софьи Алексеевны в 1687 году и просуществовала до 1814 год.

История открытия Академии связана и с именем царя Фёдора Алексеевича. Именно он утвердил планы по её созданию.

Интересные факты.

  • Первоначальное название академии - Эллино-греческая академия.
  • Инициаторы создания Академии были педагог, просветитель и поэт Симеон Полоцкий (1629-1680) и его ученик Сильвестр Медведев (1641-1691).
  • С. Полоцкий написал Академическую привилею (Учредительную грамоту) - сочинение, в котором выдвигалась идея создания Академии, определялись ее будущие права и содержание обучения.("Привилея"- так назывался законодательный акт, жалованная грамота в некоторых европейских странах).

 

Основные идеи С. Полоцкого по созданию и назначению Академии.

Цель Академии – подготовка образованных людей для государственного и церковного аппаратов.

В Академии должны были обучать славянскому, греческому, латинскому и польскому языкам, «семи свободным искусствам» (то есть грамматике, пиитике с риторикой, диалектике, музыке, астрономии, геометрии, философии) и богословию.

Учителя и ученики Академии должны были быть подсудными только «верховному блюстителю» (ректору) и патриарху, а не обычным судебным инстанциям (это было прообразом университетской автономии).

Обучение в Академии должно было быть бесплатным, ученики - обеспечиваться стипендиями, а престарелые учителя - пенсиями.

Академия должна была научить блюсти чистоту религиозных помыслов.

Большую роль С. Полоцкий отводил Академии как контролирующему органу. Так именно она должна была вести цензуру религиозных книг, должна иметь право вершить суд над отступниками от православия, контролировать деятельность иных образовательных учреждений (если они будут созданы) и даже домашних учителей.

 

 

  • Греческий язык - основный язык русских богослужебных книг, поэтому изучению этого языка уделялось основное место.
  • Первыми преподавателями начавшей создаваться Академии стали два известных греческих богослова - братья Иоаким и Софроний Лихуды, прибывшие в Москву с рекомендательной грамотой от Восточных Патриархов. Они обладали энциклопедическими знаниями, были проповедниками и мыслителями, приложили все свои силы к организации первого на Руси высшего Духовного учебного заведения.
  • Братья начали в 1685 занятия в древнем московском Богоявленском монастыре, они стали обучать поначалу лишь греческому языку, затем расширили программу, введя в нее риторику.
  • В конце 1686 было начато строительство специального здания для Академии в монастыре Всемилостивого Спаса. В 1687 туда переместились братья Лихуды со своими учениками. Этот год и принято считать годом открытия Академии.
  • Братья Лихуды сами составляли учебники по всем предметам, следуя образцам учебных книг европейских университетов.
  • Социальный состав учащихся был пестрым: сын кабального человека, конюха, купца мог соседствовать с сыном церковнослужителя высоко ранга и даже с сыновьями столичной знати (князей Одоевских, Голициных).Таким образом, обучение в академии велось не по сословному признаку.
  • Начало XVIII столетия - время петровских реформ - ознаменовало новый этап в жизни Академии: возросло число учащихся (со 150 до 600) и их наставников, увеличилась библиотека. Академия получила статус государственной.
  • Обучение продолжалось до 12-15 лет; выпускались не только богословы, но и специалисты для государственной службы - переводчики, медики, учителя, работники типографии.
  • Академия стала известна в Европе, а не только в России. В ней стали обучаться иностранцы.
  • Начиная со второй четверти XVIII в. в Академии усилился богословский уклон, а с открытием в 1755 Московского университета и вовсе стала превращаться в богословское учреждение.
  • В результате предпринятой в начале XIX в. реформы церковного образования перед Академией расширились задачи. В 1814 Академия была преобразована в Московскую духовную академию, изменилось и место ее нахождения. Решением Святейшего Синода Академия была переведена из Москвы (где принадлежавшие ей помещения значительно пострадали во время пожара 1812), в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.
  • Из стен Славяно-греко-латинской академии вышли многие видные деятели русской культуры XVII-XVIII вв.:

- ученый-энциклопедист Михаил Ломоносов,

-  переводчик, автор ряда учебников (по грамматике, русской истории и др.) Федор Поликарпов,

- поэт и дипломат Антиох Кантемир,

 -первый русский доктор медицины Петр Постников,

- математик Леонтий Магницкий,

- этнограф и географ Степан Крашенинников,

- архитектор Василий Баженов и др.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

 

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

E-mail

Яндекс.Метрика
Powered by Warp Theme Framework