НОВЫЙ видеоурок с Мельниковой Верой Александровной. Добавлено 27.04.2017

Смотреть все ВИДЕОУРОКИ

ЕГЭ. История. КРАТКО. Фёдор Иоаннович

ЕГЭ. История. КРАТКО

Фёдор Иоаннович

 

 

 

 

Фёдор Иоанович (1584-1598)-последний из династии Рюриковичей.

Внутренняя политика

Внешняя политика

1584-1587- борьба за власть между группировками

1584-Соборное уложение о временной отмене тарханов- привилегий на церковных землях

1589- утверждение патриаршества. ПЕРВЫЙ патриарх- Иов.

1589- Судебник царя Фёдора

1591- гибель царевича Дмитрия в Угличе

1597- указ о пятилетнем сыске крестьян, т.е. введены урочные лета+ подтвердил запрещение выхода крестьян в Юрьев день.

 

Возникновение городов, строительство крепостей:Воронеж( 1585),Самара ( 1586), Царицын(1589),Саратов (1590), Белгород (1596).

 

1596- начало строительства Смоленской крепостной стены для защиты западных земель от Литвы ( до 1602)

 

В Москве- сооружён водопровод

1594-1601- строительство Белого города в Москве

1590-1593-война со Швецией за возвращение земель, утрачанных в 1583г.( Россия + побережье Финского залива и Корейский перешеек)

1595-Тявзинский мир со Швецией («вечный мир» , Россия + Ям, Корела, Ивангород, Копорье, Ниеншанц. Орешек).

1596-Брестская уния

(православной и католической церкви, объединение под властью Папы Римского), начало массовых выступление на юго-западе Руси.

 

1598- победа над крымским ханом Кызы-Гиреем, отказ того от похода на Москву, мирное соглашение с Крымским ханством.

 

Личности

Борис Годунов- фактический правитель страны, брат жены Фёдора Иоанновича- Ирины.

Иов- первый Патриарх Московский и всея Руси, основал Донской монастырь в 1591.С воцарением Лжедмитрия 1 был низложен и сослан. Канонизирован.

 

Фёдор Конь – архитектор, возглавлял работами по строительству Белого города

 

Кызы-Гирей – крымский хан

Фёдор Мстиславский – боярин, возглавлял армию в походах против крымского хана Кызы-Гирея

Термины

Канонизация – причисление к лику святых в христианской церкви.

Конфессия – вероисповедание в пределах одного религиозного учения, объединение верующих, поддерживающих это учение.

Патриаршество- система церковного управления с патриархом во главе.

Тарханы - податные привилегии церкви

Уния- объединение двух или более христанских конфессий.

Урочные лета – срок, в течение которого владельцы крестьян могли обратиться в суд для возвращения беглых.

 

Примечание

  • Данный материал очень удобно приклеить на карточки с двух сторон (внешняя и внутренняя политика), систематически вспоминать .

 

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

E-mail

ЕГЭ. История. КРАТКО. Иван Грозный

ЕГЭ. История. КРАТКО

Иван Грозный

 

 

 

Иван Грозный( 1533-1584)

Внутренняя политика:

С 1533- боярское правление.

1538-умирает Елена Глинская

1547-венчание на царство

1549-1560- Избранная рада

1549-первый Земский собор

1550-Судебник ( сохранил Юрьев день, увеличил размер пожилого)

1550- стрелецкое войско (постоянное, но не регулярное)

 

 

Продолжить

E-mail

ЕГЭ. История .Личности. К заданию № 19. Эпоха Александра I .ОТВЕТЫ

 

Личности. К заданию № 19.

Эпоха Александра I

 

 

ОТВЕТЫ

 

Ответы

 

1

А.А.Аракчеев(1769-1834) .Госудасрвтенный и военный деятель.Военный министр с 1808-1810.Будучи начальником в военных поселниях, ввёл в них палочную дисциплину и жестокую муштру.Понятие «аракчеевщина» стало симовлом «деспотизма».

2

П.И.Багратион (1765-1812).Русский генерал. Ученик А.В.Суворова. В войну 1812 командовал 2-ой русской армией. В битве под Бородино смертельно ранен.

3

М.Г.Барклай –де -Толли (1761-1818).Генерал-фельдмаршал, в голы войны 1812 командовал 1-ой русской армией, в 1813-1814- объединённой русско-прусской армией.

 

 

Продолжить

E-mail

ОГЭ. Задание 15.3. Примерные темы сочинений

ОГЭ. Задание 15.3.

Примерные темы сочинений

 

 

 

 

Задание 15.3 предполагает написание сочинения по одной из нравственных тем.

Во вступлении необходимо написать о своём понимании того или иного понятия. Данный материал поможет сориентироваться, опереться на какие-то фразы, использовать предложенные мысли для написания сочинения.

  • ВЗАИМОВЫРУЧКА - это оказание друг другу  помощи, поддержки  в трудной ситуации.   Выручить человека, помочь ему, поддержать и получить в ответ такое же отношение - вот суть взаимовыручки.

  • ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА- это его духовный мир. Он включает в себя взгляды на жизнь, идеалы и ценности, которым человек следует, это отношение к миру, окружающим, которое проявляется через различные эмоции, чувства.

  • ВЫБОР – это принятие решения в той или иной ситуации. Жизнь часто ставит перед человеком проблему выбора, предлагая несколько путей. По какому пойдёт человек - это зависти от его принципов, уровня нравственности, порядочности, да и  от многих других факторов. Уметь правильно делать выбор, не ошибаться, не доставить боль другим - этому необходимо учиться.

 

Продолжить

E-mail

ЕГЭ. История Личности. К заданию № 19. Деятели эпохи Дворцовых переворотов ОТВЕТЫ

 

Личности. К заданию № 19.

Деятели эпохи Дворцовых переворотов

ОТВЕТЫ

 

 

 

Правители

№ вопроса

Ответы

 

1

Екатерина 1

2

Пётр 2

3

Анна Иоанновна

4

Иван 6

5

Елизавета Петровна

6

Пётр 3

7

Екатерина 2

8

Павел 1

 

Продолжить

E-mail

ЕГЭ. История К заданию 19.Деятели эпохи Петра I ОТВЕТЫ

 

 Деятели эпохи Петра I

ОТВЕТЫ

 

 

 

 

 

№ вопроса

Ответы

 

1

А.С. Шеин (1652-1700). Государственный и военный деятель, первый генералиссимус. Участник Азовских походов Петра 1.

2

Апраксин Ф.М.(1671-1728). Адмирал. Участник Азовских походов, с 1700-1706- начальник Адмиралтейского приказа, с 1723-1726 командовал Балтийским флотом.( Портрет художника И.Г.Таннауэра, 1710-1720-е г.)

 

 

Продолжить

E-mail

Мысли вслух. Образованный человек

Мысли вслух. Образованный человек

 

 

 

 

Человек образованный - тот, кто знает, где найти то, чего он не знает.

Георг Зиммель

Человек учится всю жизнь. К этой фразе мы уже так привыкли,  что даже не всегда вдумываемся в её смысл. Учиться всю жизнь. Для чего? И вообще, что  даёт человеку образование?

Оказывается, многое. Образованный человек может мыслить, анализировать, предугадывать, находить выход из ситуации. А главное, он знает, где искать ответы на свои вопросы, как найти ту или иную информацию и использовать её на практике. Он умеет находить знания, добывать их.

Именно умению учиться и учат в школе, в вузе. Это одно из важнейших умений человека. Особенно в наш век, когда прост необходимо быть востребованным человеком.

 

Продолжить

E-mail

ЕГЭ. История. Термины. «Русская правда» П.И. Пестеля

 

«Русская правда»П.И. Пестеля

 

 

П.И.Пестель - руководитель Южного общества будущих декабристов (18211825). Был казнён 13 ( 25 ) июля 1826 года за участие в восстании  14 декабря 1825 года.

Программный документ П.И.Пестеля - «Русская правда».

Основные положения «Русской правды» П.И.Пестеля

Отличия от «Конституции» Н.М.Муравьёва:

 

Продолжить

E-mail

ЕГЭ. История. Термины. «Конституция» Н.М.Муравьёва

 

«Конституция»  Н.М.Муравьёва

 

 

 

 

Н.М.Муравьёв - руководитель Северного общества будущих декабристов (1822-1825). Приговорён за участие в восстании к каторжным работам. Умер в 1843 году.

Программный документ Н.М.Муравьёва - «Конституция», в которой изложены   довольно умеренные взгляды на преобразования в стране.

Основные положения «Конституции» Н.М.Муравьёва:

 

Продолжить

E-mail

Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда. 8 сентября 1941- 27 января 1944. Карточка – шпаргалка

Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда.

8 сентября 1941- 27 января 1944

Блокада Ленинграда. Картина художника Е.А.Корнеева, 1980 

 

 

 

Блокада Ленинграда длилась 872 дня

Противники:

Германия, Финляндия,  Испания (Голубая дивизия- испанские добровольцы), добровольцы из Северной Африки, Европы, военно-морские силы Италии.

Цели:

СССР:

  • Не допустить сдачи города
  • Помочь жителям выстоять
  • Отбросить врага от города, освободить области, занятые им.

Противников:

  • Овладеть мощной экономической базой, т.к. Ленинград давал 12 %  промышленной продукции страны
  • Уничтожить Балтийский военно-морской и торговый флот
  • Закрепить господство Германии на Балтийском море, обезопасить поставки руды из Норвегии для промышленности Германии
  • Захватить северную столицу , ослабить боевой дух страны , чтобы  легче т завоевать её.
  • Гитлер: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить, и тогда город рухнет, как переспелый плод».

 

 

Блокада Ленинграда длилась 872 дня

Советские  командующие:

К.Е.Ворошилов

Г.И.Жуков

К.А.Мерецков ( Волховский фронт)

И.И.Федюнинский

М.С.Хозин

Л.И.Говоров(Ленинградский фронт)

В.Ф.Трибуц ( Балтийский флот)

 

Командующие противников:

В.фон Лееб( Германия)

Г.фон Кюхлер ( Германия

К.Г.Маннергейм ( Финляндия)

А.Муньос Гранд (Испания)

 

Основные события

Победы

Поражения

Операция «Искра».

12-30 января 1943.

Операция по прорыву блокады получила название «Искра»(название предложил И.В.Сталин по  названию газеты  большевиков). Она была задумана осенью 1942 года. Было решено сосредоточить войска на Синявино-Шлиссельбургском направлении.

Общее руководство было поручено маршалу К.Е.Ворошилову. На Волховский фронт был направлен Г.К.Жуков для координации действий.

Командующие: К.А.Мерецков, Л.А. Говоров + силы балтийского флота и Ладожской военной флотилии.

Неудачные попытки прорыва блокады предпринимались в январе 1942- в районе деревни Любцы, и в августе-сентябре 1942 в районе деревни Синявино и станции Мга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В феврале – апреле развить успех, достигнутый в январе, не удалось.

14 января 1944- начало Ленинградско –Новгородской наступательной операции (Волховский,  Ленинградский и 2-ой Прибалтийский фронт)

К 20 января освобождён Новгород, разбита красносельско-ропшинская группировка врага.

Большую роль сыграла 35-тысячная армия партизан.

 

19января - освобождены Красное Село, Петергоф, 21- Мга, 24-Пушкин, Павловск, 26-Гатчина

 

24 января 1944- прорыв блокады силами Волховского и Ленинградского фронтов

 

Март 1944- враг отброшен на 220-280 км. от Ленинграда

 

Июнь-август 1944- Выборская и Свирско-Петрозаводская операции, разбиты финские войска, снята угроза с севере.

 

 

 

Положительные итоги

Отрицательные итоги

Город выстоял, несмотря на голод, морозы, нехватку тепла.

 

От голода  о время блокады умерло около 600 000 тысяч человек ( по другим данным- 1.5. млн), десятки тысяч погибли от бомбёжек. Большинство похоронено на Пискарёвском кладбище.

Нанесено крупное поражение немецкой группе « Север», освобождены Новгородская, Ленинградская области, основная часть Калининской области, войска вступили в Эстонию.

 

 

ФАКТЫ

  • Ленинград был вторым по значению город СССР с населением 3.2. млн. человек

  • Город давал четверть продукции тяжёлого машиностроения и треть продукции электротехнического оборудования

  • Около 75 % была военная продукция.

  • К началу блокады в городе не имелось необходимого количества продовольствия и топлива

  • Единственный путь сообщения с городом - Ладожское озеро. Его называли «Дорогой жизни»

  • С начала блокады хлеб стали выдавать по карточкам. Суточная норма: для работников 400 гр., для детей до 12 лет, иждивенцев и служащих - 200 гр.

  • К ноябрю 19 41 норма была уменьшена до 250 и 125 гр. соответственно.

  • С февраля 1942 года положение с продовольствием постепенно стабилизировалось.

  • Из-за аномально холодной погоды не удалось запустить теплоснабжение. Город замерзал, за водой ходили на Неву.

  • Несмотря на трудности, город жил, выпускал военную продукцию. В городе работали музеи и театры, деятели искусства поддерживали дух горожан (Д.Д.Шостакович написал «Седьмую симфонию», выступала со своими стихами по радио поэтесса Ольга Берггольц).

  • К зиме 1942-1943 было восстановлено водоснабжение, работали заводы, школы, больницы, бани, общественный транспорт

  • За годы блокады из города было эвакуировано 1.5. млн. человек

  • На город фашистами было сброшено 150 тысяч снарядов и 100 тыс. бомб

  • В январе 1943 года блокада была снята частично. На этом месте построили железную дорогу, которую назвали «Дорогой Победы» и в то же время « «Проулком смерти», так как было недалеко от вражеских позиций, не все поезда доходили до назначения.

  • Подготовка операции «Искра» : Ленинград обеспечил войска всей необходимой техникой, шилось обмундирование, строились новые мосты, было построено 50 км. дороги, бойцов учили воевать в зимних условиях, активизировалась деятельность разведки, проводились мероприятия по маскировке и дезинформации врага.

 

  • В 1965 году городу присвоено звание «Город-герой» за массовый героизм и мужество

  • 27 января - день полного освобождения города- является Днём воинской славы России с 1995 года

 КАРТЫ

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

 

 

E-mail

Еще статьи...

Яндекс.Метрика
Powered by Warp Theme Framework